январь 30, 2009
"Может, я и не вызываю у вас симпатии. Но я не звезда экрана и не обязан вам нравиться. Моя задача – найти вам решение и убедить его принять", – так говорит о своей работе психоневролог Алексей Зотов, учредитель и директор медико-психологического центра "Милосердие". О том, почему у нас нет традиции взаимодействия с психотерапевтом, из-за чего болеют маленькие дети и о нюансах своего бизнеса рассказал г-н Зотов.
"Наверное, сейчас у нас будет определенное падение спроса. Услуги психолога-психотерапевта могут себе позволить люди, у которых есть "лишние" деньги. То есть средства, которые они считают важным потратить именно на это. А сейчас таких все меньше".
Дмитрий Кудрявцев
– Алексей, для своего бизнеса вы выбрали весьма неоднозначное название. С чем это связано?
– Название действительно странное и больше подходит к некой организации социальной защиты населения. Вообще "милосердие" – это "милое сердце". То есть это отношение, которое вы можете получить, это характеристика отношения к делу, к людям. Но в современном понимании значение слова искажено, и понятие прочно ассоциируется с "бесплатно". И в силу этого искажения название противоречит концепции. Когда клиника открывалась, я просто не отдавал себе отчета, насколько название имеет значение. Мне было важно только то, чтобы все это заработало. В дальнейшем вопрос о переименовании все равно встанет, просто пока не доходят до этого руки.
– А у клиентов не возникает противоречий: идут на название, а потом видят не слишком-то милосердные цены…
– Сейчас люди идут не на название, а на отзывы и на результаты. Но думаю, бывает и то, о чем вы говорите. Хотя точно сказать не могу: у меня есть люди, которые занимаются этими вопросами и ограждают меня от таких ситуаций. И потом, хоть каким словом назовись, а для кого-то эти цены все равно будут немилосердными. А для кого-то – наоборот. Есть мнение, что цена услуги не должна быть фиксированной, а ровно такой, какую может заплатить тот или иной клиент. Для одних 300 рублей – существенные деньги, для других и тысяча – мелочи. Я, конечно, могу усреднить все и до тысячи, но существуют определенные экономические отношения, и мы не должны грубить.
– Как мне кажется, в России нет культуры взаимодействия с психотерапевтом, психологом, как это есть, например, в США. Если это так, то как вам работается в такой ситуации?
– В каком-то смысле дело не только в культуре или традиции. Когда мы открывали клинику, у нас было своего рода уникальное предложение: в городе никто не занимался психокоррекцией детей и семьи за деньги. Полную диагностику заболеваний можно получить за день, а что с ней делать дальше? Это ведь настоящая беда здравоохранения. У человека на руках полный набор анализов, а он почему-то не выздоравливает! А потому что все специалисты – порознь, каждый врач – сам по себе. А человека необходимо рассматривать в рамках единой концепции, и это возможно только в бригадном варианте. Что мы, собственно, и попытались сделать: невролог, психиатр, психотерапевт и психолог (иногда еще логопед) обсуждают каждого клиента, сообща работают с его проблемой. В итоге каждый из нас видит и понимает результаты собственной работы. Скажем, я назначаю медикаменты, и дальше с ребенком работает логопед. И она мне рассказывает, работают препараты или нет. И при необходимости я могу поправить дозировку или вообще пересмотреть назначение.
Что же касается собственно культуры… По большому счету, как раньше люди были не готовы общаться со специалистом, так и сейчас. И это не их вина, а проблема профессиональной подготовки специалистов. Недавно центр "Гармония" провел исследование среди школьников, их спрашивали: "когда вам плохо, к кому вы обращаетесь?" Меньше десятой части процента ответили "к педагогу или психологу", подавляющее большинство – "к друзьям". А почему? Потому что психологи придумывают себе мораль, при которой можно не делать того, что делать нужно хорошо. Я часто слышу от педагогов и врачей: государство не хочет платить мне больше, поэтому я работаю так, как платят. И ведь действительно – работают плохо. Но я думаю так: раз уж согласился и пришел работать на свое место, то работай правильно и хорошо – либо не работай вовсе.
20 лет назад в Барнауле не было салонов красоты в той форме и таком количестве, как сегодня. А сейчас мы уже не представляем, что будем красить волосы дома. Зачем, если специалисты это сделают лучше, красивее? Я думаю, так со временем будет и в нашей области.
– Говорят, у каждого врача за плечами есть свое кладбище. У психотерапевта оно тоже есть?
– В любой врачебной деятельности не может быть 100%-ного эффекта. Мы вмешиваемся в очень тонкие, божеские вещи и поэтому часто работаем на грани фола. И мы не идеальны, можем совершать ошибки. Но если хирург свою ошибку исправить, как правило, не может, то свою я могу, лишь бы человек пошел на дальнейший контакт.
– А часто не идут?
– Бывает. Если я не достучался до пациента, не убедил – я проиграл.
– Если "не убедил", значит, вы предлагаете очень серьезные изменения, на которые должен решиться человек?
– Иногда изначально приходят с сопротивлением. Но основная проблема – изменить систему взаимоотношений. А она почти всегда не дается сразу. Например, я вижу, что в семье проблема – из-за бабушки. И я советую разъехаться. Не бросить ее, а просто ограничить контакты, сделать их правильными и любить на расстоянии. Тогда все встанет на место. Но это же сложно!
– "Разъехаться" – не слишком медицинский совет….
– Здесь все тесно связано со множеством других аспектов, с философией, если хотите. Первично – доверие, а потом уже – лечение. И любая форма доверия приводит к излечению – это философская, а не медицинская концепция. Я не беру анализы, моя услуга в другом. Вы получаете мою концепцию решения именно вашей проблемы. Вы можете быть ею недовольны, отвергать ее. Но я так считаю и могу показать, откуда это исходит. Да, может, я у вас не вызываю симпатии, я не звезда экрана и не обязан вам нравиться. Я должен найти решение и убедить его принять. При этом я не открываю истину, я только показываю путь. Доверяете – пойдете, нет – у вас будет другой путь.
– Можно вычленить какие-то основные проблемы, с которыми к вам обращаются?
– Это социально-педагогическая запущенность детей. В семьях, причем в общем смысле благополучных, нет правил. Или, что еще хуже, они есть, но постоянно меняются, и в семье живут по принципу "как удобно". В результате формируются негативные отношения, которые заходят в тупик. И как сказала у меня одна из мам, "такое ощущение, что я все время копаю картошку" – нет радости, положительных эмоций от общения с ребенком. И родители предпочитают любыми путями отстраняться от него. Эмоциональный контакт не вырабатывается, проблема нарастает, и на этом фоне не происходит обучения – ведь речевое и интеллектуальное развитие сильно зависит от контакта в семье, комфорта. Когда вы чувствуете себя комфортно, вы сможете решить многие проблемы. Решаемые, конечно: ноги не вырастут, если их нет. И если вам комфортно, вы вряд ли заболеете в группе больных людей. Потому что определенные клетки вырабатываются в нужном количестве и встают на защиту от инфекции. А если вам некомфортно, эти клеточки встают на борьбу с этим состоянием, а не с инфекцией. Это примитивное объяснение, но связь именно такая.
– И как обеспечить ребенку это комфортное состояние?
– До трех лет мама должна быть с ребенком, не зря государство законодательно определило ей это время. Есть только одна причина, по которой возможно иначе: когда мать – единственный кормилец в семье. До трех лет мама – это непременный и обязательный участник воспитания ребенка, и, если ее нет, ребенок с высокой вероятностью пойдет в садик дезадаптивным и нездоровым. Классический случай: в первый год посещения детского сада малыш болеет 10–15 раз. Эти проблемы связаны, нельзя все списывать на иммунитет. У меня в этом смысле жесткая позиция: плохо тебе, одиноко – но ты приняла решение и ребенок у тебя уже есть. Так что будь добра до трех лет сделать все возможное, чтобы он рос и развивался правильно, а специалисты укажут нужный путь.
– Среди ваших клиентов вряд ли много "единственных кормилиц", эти дамы могут себе позволить сидеть дома. Так в чем причина проблем с их детьми?
– Да, у нас таких клиентов меньше 1%. А все остальные просто не хотят сидеть с детьми. "Хочу сменить обстановку", "надоело", – так они это объясняют. Но это не значит, что мамы не любят своих детей. Любят. Просто далеко не все хотят и могут это выразить умело. Но этому можно научить!
— Вы даете деньги в долг?
– Очень редко. Но друзьям никогда не отказываю.
– Каковы ваши гастрономические пристрастия?
– Они зависят от настроения. Но вообще, я очень люблю солянку, окрошку и уху. А из фруктов – груши.
– Что вы цените в женщинах?
– Это очень сложно сформулировать! Наверное, некую системность интеллекта и находчивости, и эмпатичность.
– Куда бы вы хотели отправиться в путешествие?
– Мне кажется, главное не куда, а с кем путешествовать. Но так или иначе я бы хотел туда, где еще не был. Туда, где я был, я тоже хочу, но значительно меньше.
Алексей Геннадьевич Зотов родился 17 сентября 1969 года. В 1994 окончил АГМИ по специальности "Педиатрия" и ординатуру по педиатрии. С 2002 года г-н Зотов является заместителем главного врача по медицинской части Алтайского краевого психоневрологического диспансера для детей, а с 2003 года – и главой медико-психологического центра "Милосердие".
Вот что Алексей Зотов говорит о своей клинике: "Не решено еще очень много вопросов. Например, в конфетку надо превратить площади, которые у меня в собственности. Нужны ресурсы, а они как-то не накапливаются! Можно, конечно, все "поставить на деньги". Но это было бы немного маргинально. Я так не могу – прежде всего я врач".
Алексей Зотов женат, воспитывает дочь 14 лет. В свободное время г-н Зотов поет под гитару и "балуется компьютером".