февраль 4, 2009
Когда пришел кризис, у азиатских богатеев из моды исчезла привычка хвастаться температурой в офисах. Раньше они как говорили?
– Сколько у тебя? 20 градусов? Нет, а у меня дела идут хорошо, у меня 18!
Чем ниже температура в офисе, тем круче фирма, – такая была тропическая мода. На самом деле это очень мощный фактор – затраты на обогрев и кондиционирование. Еще десять лет назад в США кондиционеры "съедали" столько же электричества, сколько тратила Россия на все про все – от сталеплавильных производств до диодика в ночнике президента.
Когда бываю в эти зимние дни в офисах, торговых заведениях, я почему-то думаю, что хозяева, как их азиатские коллеги, тоже кидают друг перед другом понты: крут тот, у кого жарче!
…В зале ожиданий популярного в Барнауле банка посетители стоят в очереди в зимней верхней одежде – так положено. А помещение натоплено от души. Похожая ситуация и в залах торгового центра. В продуктовом супермаркете тоже пекло для тех, кто одет по-зимнему. А вот персоналу хорошо в легких невесомых кофточках! Он, кажется, все делает правильно, чтобы убедить меня потратить деньги, а я, иногда даже не дослушав, выскакиваю прочь. Меня поймет тот из продавцов, кто будет со мной на равных – в шапке, шубе, теплом пуловере и шарфе.
Наверное, немного бы проиграл, поспорив, что руководители этих заведений очень хорошо знают слова про "ориентированность на клиента". Но между словами и делами есть зазор. Дело в том, что менеджеры, которые украдкой или явно наблюдают за работой своего персонала с клиентами, не замечают важного, потому что одеты тоже по-летнему.
Вывод: трачу меньше, чем мог бы, не потому, что я мужчина (есть миф: мужчину затащить в магазин сложнее, чем женщину), а потому, что для меня там некомфортный температурный и газовый режим: жарко и душно.
Знаю, многие ждут оживления американской экономики, которая и вытащит весь мир из трудностей. Так, наверное, и будет. Но, может, нам под сурдинку разговоров о кризисе навести порядок в наших тратах? Хотя бы не обогревать сверх меры присутственные места. Чистая экономия ведь!