февраль 4, 2009
Президент Дмитрий Медведев внес в Госдуму законопроект, определяющий новый порядок отрешения мэров от власти.Поправки к 131-му закону вводят новый термин – "удаление в отставку". Правом "удалять", согласно проекту, будут наделены депутаты городских советов и губернаторы.
Александр Карлин, губернатор Алтайского края.
Олег Богданов
Сторонники готовящихся поправок в 131-й закон считают, что введение процедуры отставки не приведет к сворачиванию демократических норм – просто на недобросовестных руководителей наконец-то найдется управа. Противники уверены, что имеет место встраивание в кремлевскую "вертикаль власти" муниципальных руководителей и таким образом местное самоуправление становится полностью зависимым от государственной власти. В частности – от губернаторов.
После принятия законопроекта процедура увольнения мэров и глав муниципальных районов, городских и сельских поселений значительно упростится. Для этого потребуется лишь политическая воля группы местных депутатов, а найти повод проблемы не составит.
В списке оснований для отставки – "неисполнение своих обязанностей в течение более чем трех месяцев, нецелевое расходование средств федерального бюджета", а также – внимание – пункт "иные действия (бездействие)". Какие – решать депутатам. И губернатору: согласно проекту парламентарии должны принимать решение об отрешении мэра с учетом мнения главы региона. Если же они хотят уволить мэра в связи с неисполнением им отдельных полномочий, которые он по должности осуществлять просто обязан, то прямое согласие губернатора – обязательное условие.
В случае принятия поправок зависимость мэров от депутатов местных парламентов усугубится еще и тем, что главы муниципалитетов по закону не имеют права распустить местный представительный орган. То есть любой конфликт с группой депутатов может обернуться для главы началом процедуры "удаления".
Возможность усиления механизмов давления на главу муниципальной администрации нужно рассматривать, несомненно, в комплексе с попытками усилить роль политических партий в советах и на муниципальных выборах. Уже принят в первом чтении законопроект о введении в регионах смешанной избирательной системы – как минимум в региональных центрах. То есть предполагается усилить зависимость депутатского корпуса от политических партий. Партии, в свою очередь, очень жестко контролируются государственными контролирующими органами. Любая попытка выйти за рамки заканчивается либо ликвидацией партии, либо сменой руководства. Поскольку одновременно депутатов пытаются подчинить партийной бюрократии, то речь идет о том, что, используя сочетание разных механизмов, власть пытается включить местное самоуправление в систему исполнительной вертикали и тем самым поставить его под контроль.
Дискуссия о том, назначать или выбирать мэров, на сегодняшний день исчерпана, поскольку этот вопрос касается конституционных принципов. Инициатива, связанная с дополнительными мерами парламентского контроля, когда представительные органы смогут выражать недоверие мэру, как раз и закрывает эту дискуссию.
В самой идее контроля, возможности парламентариев выражать недоверие руководителям муниципалитетов ничего плохого нет. Тем более возможность выражать недоверие в нашей конституционной системе присутствует и в отношении президента, и в отношении губернаторов. Другое дело, что, как у нас это часто бывает, вопрос не только в самой законодательной норме, но и в правоприменительной практике, которая может быть в ряде случаев политизированной. И, возможно, это будет проблемой.
Согласно проекту с инициативой отправить в отставку градоначальника может выступить одна треть местных депутатов или губернатор. Решение считается принятым, если в его поддержку высказались две трети депутатов.
По действующему законодательству губернатор может отстранить мэра на основании решения суда, признавшего его виновным в противоправных действиях.