февраль 5, 2009
Амбициозные планы по запуску в Барнауле крупных торговых объектов в 2009–2010 годах строили крупные федеральные и зарубежные компании как в прошлом году, так и ранее. 2008 год был особенно щедрым по числу озвученных проектов, воплощение которых планировалось в Барнауле: о своих намерениях заявили порядка семи-восьми игроков. Однако дыхание кризиса заставило всех без исключения охладить инвестиционный пыл.
ТРЦ "Европа".
Дмитрий Кудрявцев
О планах выйти на рынок Алтайского края Metro Cash & Carry начало говорить еще в 2006 году, представители шведской IKEA побывали в администрации Барнаула в 2007 году. Обе компании от своей стратегии не отказываются, однако и точные сроки их реализации стараются не намечать, как это сделали в прошлом году несколько крупных игроков.
Компания "Техносила" планировала до конца 2008 года открыть в Барнауле первый гипермаркет, а вслед за ним – уже в 2009–2010 годах – еще два. Однако, как рассказал вице-президент по стратегии компании Леонид Тюкавкин, на данный момент договор еще не подписан. Поэтому пока рано называть точную дату открытия. "Сейчас мы пересчитываем бизнес-планы новых объектов исходя из реалий потребительского рынка. Возможно, в 2010 году к открытию будет планироваться не два, а один магазин. Это зависит как от того, насколько упадет спрос на технику в крае, так и от возможных дисконтов по аренде, которые будут готовы предоставить нам наши партнеры", – рассказывает г-н Тюкавкин.
Состояние неопределенности характеризует и еще одного крупного ритейлера – "Моссмарт". Стратегия развития компании в 2008–2009 годах предполагала запуск в Барнауле четырех разноформатных объектов, два из которых – гипермаркеты площадью 8–10 тыс. кв. метров. Сегодня директор по развитию "Моссмарта" Андрей Трубачев сетует: "Девелоперы в прошлом году по стране не сдали и не завершили до 60% объектов. Барнаул в этом отношении не исключение. Поэтому теперь девелоперскую составляющую, которая является достаточно рискованной, мы будем просчитывать очень четко. У нас есть торговые центры с готовностью 95%, которые заморожены. Проблема в деньгах. Девелоперы не могут получить кредитов на достройку и реконструкцию объектов. Из-за этого страдают все арендаторы". Пока г-н Трубачев не говорит, будет ли сокращаться число запланированных к открытию магазинов в краевой столице, он отмечает лишь, что в компании происходит переосмысление многих процессов, в результате чего планы могут измениться.
В поисках оптимального варианта работы пребывает и директор по развитию "ГиперСити" Андрей Чмутов. В начале 2008 года он вел речь о строительстве в Барнауле торгово-развлекательного центра "ГиперСити АкваПлаза" (ТРЦ с увеличенной долей развлекательной составляющей и аквапарком). Планируемая площадь объекта составляла 150 тыс. кв. метров. Реализацию проекта планировалось начать в конце прошлого года, открытие намечалось на 2011 год. Теперь собеседник "ВД" не готов говорить о том, как будут корректироваться планы по развитию проекта. "Это станет понятно ближе к концу февраля", – прокомментировал г-н Чмутов.
В раздумьях и группа компаний "Трест СКМ" из Екатеринбурга. Она планировала открыть в Барнауле DIY-гипермаркет "Инхаус" в 2009–2010 годах. А генеральный директор кемеровской "Системы Чибис" Андрей Колесник (планировал развивать гипермаркет "Поляна") заявил: "В этом году мы ничего не откроем. Мы не отказываемся от планов на Барнаул, но сейчас слишком неспокойное время. Корректировки могут коснуться сроков и суммы инвестиций в проект".
Перспективы строительства мебельных гипермаркетов "Большая медведица" заморозила во всех регионах девелоперская компания "Верда". В Барнауле ею был заключен договор на 15 лет относительно площадей в 30 тыс. кв. метров на проспекте Космонавтов. Сейчас договор является ничтожным. Как говорит директор по развитию компании "Верда" Алексей Перфильев, планы по открытию в Барнауле торгового комплекса "Большая медведица" отложены до августа. Главные причины – кризис ипотечного кредитования, рост ставок кредита, ужесточение выдачи кредитных ресурсов, падение спроса населения.
"Мы вышли из договора. Если у собственника площадки появятся варианты ее использования под другой проект, он не будет нас ждать. Если к 1 августа никаких вариантов у него не появится, мы вернемся к рассмотрению данной площадки, но переговоры пойдут с чистого листа", – поделился г-н Перфильев. Он также отметил, что компания во всех регионах, где планировалось открытие гипермаркетов, будет развивать собственную розницу. "Первый магазин появится в Новосибирске на площадях "Большой медведицы". Они откроются в формате мебельных супермаркетов площадью 10–12 тыс. кв. метров", – говорит г-н Перфильев.
В прошлом году компания Finn Flare заявляла о развитии в Барнауле нового формата магазинов одежды Apple Moon. Однако сейчас глава PR-департамента Екатерина Русакова говорит: "У нас каждый месяц, и даже чаще, пересматриваются планы по развитию. В кризисный период мы сконцентрируем свои основные усилия на повышении эффективности работы уже существующих магазинов. Дальнейшее развитие региональной сети будет зависеть от финансовой состоятельности партнеров. Нужно учитывать и изменения в политике арендодателей".