февраль 6, 2009
Руководитель СУСК при прокуратуре РФ по Алтайскому краю Александр Пономарев на прошлой неделе официально озвучил версию, связанную с арестом известного адвоката Юрия Качкалды. Было заявлено, что он участвовал в рейдерстве и расследование охватывает несколько регионов страны. Впрочем, по данным редакции газеты "Ваше дело", обвинение задержанному 26 января юристу предъявлено пока только по одному эпизоду. В Адвокатской палате Алтайского края говорят, что содержание г-на Качкалды под стражей – это экстремальная и преждевременная мера.
Сторона защиты намерена добиться, чтобы Юрия Качкалду освободили из-под стражи. А в следственных органах не исключают, что его дело будет объединено с делом судьи Михайловой.
Дмитрий Кудрявцев
Информация на уровне слухов об интересе следственных органов к персоне Юрия Качкалды и к коллегии "ЮПИ-Центр", членом которой он является, циркулировала в краевом центре еще в июле 2008 года. В августе Александр Пономарев заявил "Российской газете" следующее: "В ближайшее время станут известны подробности о случаях рейдерства и причастности к ним высокопоставленных лиц. Мы расследуем серию уголовных дел. В том числе и в отношении судьи, которая принимала решения в пользу рейдеров".
Однако до сих пор ведомство г-на Пономарева хранило на этот счет молчание, ссылаясь на особую важность расследования. Обещанные подробности руководитель СУСК при прокуратуре РФ по Алтайскому краю озвучил 2 февраля на пресс-конференции, подтвердив, что Юрий Качкалда имеет к упомянутым выше случаям рейдерства прямое отношение.
Связь адвоката с судьей Центрального суда Барнаула Татьяной Михайловой руководитель следственного органа видит такой. Якобы в офисе коллегии "ЮПИ-Центр" предварительно готовились тексты судебных решений. Затем, по словам г-на Пономарева, г-жа Михайлова выносила судебные решения по имущественным спорам в "угоду некоторых лиц". "По Барнаулу речь идет пока о захвате имущества акционерного общества "Универсам "Станкостроитель", – сказал Александр Пономарев. – Но есть факты захвата предприятий в других субъектах Российской Федерации – Оренбурге, Республике Алтай и т. д.". В связи с этим дело находится на личном контроле у главы Следственного комитета при прокуратуре России Александра Бастрыкина.
По эпизоду с имуществом "Универсама Станкостроитель", датированному 2004 годом, Юрию Качкалде уже предъявлено обвинение в мошенничестве, совершенном в особо крупном размере. Еще по двум эпизодам устанавливается его причастность к совершенным правонарушениям. В связи с этим столь строгая мера пресечения, избранная адвокату, может вызвать вопросы. Но только не у Александра Пономарева: "В совокупность взяты тяжесть преступления и то, что он стал скрываться, уехав в Республику Алтай. В то же время с его стороны оказывалось противодействие следствию. Писались жалобы. И все они практически оказались вымышленного характера".
Здесь "ВД" считает нужным отметить несколько нюансов. Во-первых, Юрий Качкалда действительно мог уехать по делам в Республику Алтай, поскольку является представителем компании "Жемчужина Катуни", резидента особой экономической зоны "Бирюзовая Катунь". Она, напомним, находится на границе с республикой.
Во-вторых, Юрия Качкалду сотрудники правоохранительных органов задержали 26 января в центре Барнаула.
В-третьих, высказывание Александра Пономарева о противодействии следствию – нередкое явление. Так, на пресс-конференции 2 февраля он сказал, что препятствия работе следователей строят проходящие по разным уголовным делам мэр Бийска Анатолий Мосиевский, глава Павловского района Владимир Попов, а также депутат АКЗС Дмитрий Макаров.
В-четвертых, члены коллегии "ЮПИ-Центр" Юрий Качкалда, Игорь Хомутов, Павел Полховцев и Эдуард Бауэр в октябре 2008 года получили официальную рекомендацию Адвокатской палаты Алтайского края воздержаться от явки на допросы в СУСК. Рекомендация была выдана после рассмотрения обращения коллегии "ЮПИ-Центр". В нем адвокаты указывали, что следователь СУСК пытается получить от них информацию по уголовному делу, в котором фигурируют их клиенты. Кроме того, адвокаты утверждали, что в отношении них самих проводились незаконные оперативно-розыскные и следственные действия, включая изъятие документов.
Адвокат Юрий Камаев, осуществляющий в данное время групповую защиту Юрия Качкалды: "Он на протяжении более чем шести месяцев не нарушал процессуальных обязанностей. Он являлся по вызовам, в отношении него нет фактов противодействия следствию. Подготовка и направление жалоб – это допустимые процессуальные действия, направленные на свою защиту. Поэтому они не могут восприниматься как противодействие".
В адвокатском сообществе факт ареста г-на Качкалды восприняли настороженно. Адвокат Татьяна Рыжкова: "Давление на адвоката со стороны правоохранительных органов может быть обусловлено личностью гражданина, которого он защищает, либо активностью адвоката в осуществлении своих профессиональных обязанностей. Тогда он становится неудобной фигурой". "Было ли совершено мошенничество? – продолжает она. – Зачастую выводы органов предварительного следствия бывают скоротечными. Хотелось бы, чтобы такие вопросы решались взвешенно, по закону, вне политики и заказа. Но в жизни бывает всякое…"
Леонид Шпиц, президент Адвокатской палаты Алтайского края, считает арест адвоката "экстремальной и преждевременной мерой". "Наша позиция в этом вопросе будет твердой: арест – крайняя мера для Юрия Качкалды. Если обвинения не подтвердятся, то палата, как орган адвокатского сообщества, не оставит это без последствий. Мы будем решать вопрос о том, чтобы люди, которые причастны к этому, понесли ответственность", – заявил "ВД" г-н Шпиц.
Уже до конца текущей недели может быть рассмотрена жалоба стороны защиты, которая настаивает на изменении меры пресечения для Юрия Качкалды.
Следствие должно проходить в конфиденциальной и спокойной обстановке в целях установления истины по делу. Судьбоносные следственные действия в отношении человека должны проходить вне общественного ажиотажа.
Состязательность в уголовном судопроизводстве осуществляется не на пресс-конференциях, а в зале судебного заседания. Мне не нравится, когда СУСК или отдельные адвокаты пытаются через СМИ либо пиариться, либо воздействовать на ситуацию. Конечно, общественность имеет право знать о деятельности правоохранительных органов. Да, сообщение о возбуждении уголовного дела или о задержании не является раскрытием следственной тайны. Но сообщение отдельных деталей недопустимо, поскольку они затрагивают интересы и права обвиняемых.
Предъявленное обвинение – это всего лишь версия. Защита имеет иной взгляд на установленные на настоящий момент фактические обстоятельства. И донесет его до суда, чтобы он оценил позиции защиты и обвинения.
Теперь о мере пресечения. Арест адвоката – это слабость правоохранительных органов. Юрий Качкалда многое сделал для установления справедливости и законности в Алтайском крае. И он не представлял опасности для общества, чтобы его сейчас изолировать на время следствия. В силу укорененности своей жизни ему просто некуда и незачем было бежать от следствия.