февраль 13, 2009
Сегодня участие СССР в войне на территории Демократической Республики Афганистанни для кого не секрет. Но почти десять лет, которые наши парни проливали кровь на чужой гражданской войне за непонятно чьи интересы, это было тайной, лицемерно скрываемой советским руководством от собственного народа и от всего мира. Вместе с этой тайной уходили в небытие безвестные герои. Один из них – уроженец села Суворовка Благовещенского района Алтайского края Николай Дудкин, участник восстания в лагере Бадабера.
"Афган" - жестокое испытание, фронтовое братство и память на всю жизнь.
Анна Зайкова
Об этом эпизоде афганской войны сегодня известно многое. Написаны газетные материалы и книги, снят фильм. Установлены фамилии, по крайней мере, шестерых из 40–50 участников восстания, в том числе Николая. Но официально он до сих пор продолжает числиться без вести пропавшим.
Участие нашего земляка в восстании в лагере Бадабера подтверждается документами Госдепартамента США, материалами МГБ Афганистана, показаниями непосредственных очевидцев и участников этих событий, в том числе руководившего подавлением восстания будущего президента Афганистана Бурхануддина Раббани.
В начале 1992 года заместитель министра иностранных дел Пакистана Шахрияр Хан (на территории этой страны располагался лагерь Бадабера) официально назвал имена шести участников восстания. Вторым в этом списке значится "ефрейтор Дудкин Николай Иосифович, 1961 года рождения, Алтайский край". Но ни погибший на баррикадах Николай, ни его мать Екатерина Эммануиловна до сих пор не получили ни признания, ни благодарности российского руководства.
В нашей стране не нашлось политической воли дать оценку свершившемуся. Знакомясь с перепиской различных отечественных ведомств по поводу признания заслуг Николая Дудкина, понимаешь: России помешало сделать это не отсутствие фактов и официальных свидетельств, а махровая бюрократия в военных и гражданских структурах. Из тех же оснований, из того же списка Шахрияр Хана на Украине и в Казахстане родились указы президентов о награждении представителей этих стран, участвовавших в мятеже в Бадабере, – младших сержантов Сергея Коршенко и Николая Саминя – орденами "за личное мужество и героизм, проявленные при выполнении военного, служебного, гражданского долга".
В России попытки изменить статус Николая, признать его воинские заслуги предпринимали мать и товарищи по оружию. 18 марта 2003 года Комитет по делам воинов-интернационалистов при Совете глав правительств государств – участников Содружества направил военному комиссару Алтайского края генерал-майору Владимиру Розовенко письмо, в котором извещал, что готовит предложения президенту РФ о награждении Дудкина, и просил со своей стороны ходатайствовать о его награждении.
На это генерал Розовенко, сославшись на приказ Министерства обороны РФ № 280 за 1998 год, ответил, что правом возбуждения ходатайства о представлении подчиненных им военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных сил РФ к награждению государственными наградами обладают начальники от командира полка до командиров отдельных воинских частей. К тому же ходатайства о награждении возбуждаются не позднее месяца со времени проявленного отличия.
Военный комиссар сообщил, что не располагает полномочиями по возбуждению ходатайства о награждении военнослужащих, которые проходили и проходят службу в воинских частях, но ходатайство комитета по делам воинов-интернационалистов о награждении Дудкина Н.И. орденом Мужества (посмертно) поддерживает.
Формально все верно. Но ведь случай-то исключительный! И просто поддержать ходатайство "афганцев" администрации и военному комиссариату Алтайского края было мало. Надо было писать, ехать, стучать в Министерство обороны, в администрацию президента, убеждать, вести переговоры.
Тем временем власти Волчихинского района вместо признания и уважения выказывали матери Николая, проживавшей в Волчихе, откровенное презрение. Первый секретарь райкома КПСС Николай Штырев неоднократно заявлял, что Екатерина Эммануиловна прячет сына-дезертира, а сотрудники военкомата проводили в ее доме обыски. Но мать терпела и ждала единственного сына. Когда сносить унижения стало невмоготу, переехала к родственникам в Германию. И там продолжает ждать. На родине у Николая родственников не осталось…
Пора вернуться к этой истории, увековечить память Солдата, вывести его из списка без вести пропавших.
Эта чужая война длилась для Советского Союза девять лет, один месяц и 18 дней. 27 декабря 1979 года наши войска были введены в Афганистан, 15 февраля 1989 года покинули его территорию. Через Афганистан прошло более 620 000 воинов ограниченного контингента советских войск. Общие потери составили 14 453 человека, более 300 числятся пропавшими без вести.
Более 4 000 военнослужащих с Алтая принимали участие в боевых действиях в Афганистане. 147 наших земляков погибли. Трое из них до сих пор официально числятся пропавшими без вести.
В ходе восстания в лагере Бадабера 26 апреля 1985 года произошел неравный бой между регулярными частями пакистанской армии и отрядами афганских душманов, с одной стороны, и группой советских и афганских военнопленных – с другой.
Бадабера – кишлак на территории Пакистана, в 10 км южнее Пешавара и в 24 км от границы с ДРА. Здесь в 1983–1985 годах находился лагерь афганских беженцев с центром подготовки боевиков, где под руководством американских инструкторов проходили обучение будущие моджахеды, намеревавшиеся вернуться в Афганистан для продолжения священной войны – джихада. Центр принадлежал контрреволюционной партии "Исламское общество Афганистана" и пользовался негласной поддержкой пакистанских властей. Здесь же располагались три тюрьмы, в которые, начиная с 1983 года, стали привозить военнослужащих Вооруженных сил ДРА и советских военнопленных. У последних созрел план: захватить склад с оружием на территории лагеря и потребовать от руководства моджахедов встречи с представителями советского или афганского посольств в Исламабаде.
26 апреля 1985 года в 21 час, когда весь личный состав лагеря был выстроен на плацу для совершения вечернего намаза, бывшие советские военнослужащие сняли часовых у складов артвооружения и на вышке, освободили пленных, вооружились захваченным на складах стрелковым, артиллерийским оружием...
Однако достичь цели освободившимся не удалось, так как среди них оказалось трое предателей-таджиков. Место боестолкновения было блокировано тройным кольцом окружения, составленным из 300 душманов и военнослужащих, бронетехники и артиллерии пакистанской армии, и позиции пленных окружены, а затем уничтожены посредством взрыва соседнего склада артиллерийского вооружения.
База Бадабера была полностью уничтожена. Погибла и канцелярия тюрьмы, а с ней и списки советских узников. До руководства Пакистана было доведено, что восставшие подорвали сами себя. Администрация президента Зия-уль-Хака наложила строгий запрет на все попытки осветить этот инцидент в СМИ.
(По материалам независимой энциклопедии "Википедия".)