февраль 18, 2009
Они касаются продления срока полномочий губернатора и депутатов Законодательного собрания до пяти лет. Редакция газеты "Свободный курс" совместно с краевым парламентом организовала "круглый стол", на котором депутаты, эксперты и общественники высказали свои"за" и "против" этой инициативы.
Изменение сроков полномочий Госдумы для нас как законодателей более низкого уровня – сигнал, чтобы как минимум изучить эту проблему. Мы обнаружили, что в целом по России большинство регионов в части сроков полномочий законодательных органов и губернаторов уже перешли на пятилетний срок. По законодательным собраниям – только в 17 регионах четыре года, во всех остальных 66 – пять лет. В 15 субъектах осталось четыре года полномочий у губернатора. В остальных 68 – пятилетний срок.
Выборы в Законодательное собрание не скоро, и мы можем обсуждать эту проблему не применительно к себе. Это будет распространяться на следующий созыв.
Привязка срока полномочий губернатора к сроку полномочий АКЗС – правильно при существующей модели сдержек и противовесов исполнительной и законодательной власти. Когда они друг друга взаимозаменяют, контролируют и дополняют.
Я поддерживаю это решение. Четыре-пять лет – не принципиально для срока полномочий, здесь в принципе невозможно подсчитать пределы экономических, социальных нагрузок. Пять лет – срок, который утвердился на уровне Федерации, и в принципе та аналогия, которая приводится в Алтайском крае, совершенно закономерна.
Взаимоотношения между представительным и исполнительным органами власти меня сегодня волнуют больше с точки зрения вхождения в ситуацию социального взрыва. Две ветви власти находятся в социальной среде, в которой сегодня происходит и финансовый кризис, и достаточно серьезное социальное напряжение.
Мы прекрасно понимаем: как человек опасен для власти с точки зрения сегодняшней ситуации, так и власть опасна для человека. Депутаты ничего крамольного не делают, предлагая увеличить сроки полномочий , но… есть еще вопрос авторитета власти у населения.
Вопрос, пять или четыре года – непринципиальный. Принципиальны факторы, которые стоят за ним. Август 2009 года – это время "Ч" для нашего губернатора. Я не могу сказать, переназначат его или он уедет. Но для него сегодня самое главное – сохранить статус-кво в регионе, показать, что Алтайский край не хуже, чем все
остальные…Любое увеличение срока полномочий приводит к снижению ответственности депутата. Все органы власти активизируются накануне выборов. Закон кратологии (наука о власти. – Ред.) гласит, что самые непопулярные решения надо принимать, когда только тебя избрали. Потому что к новым выборам они забудутся. А самые популярные решения – в конце. При увеличении сроков полномочий эта середина, промежуток времени, когда избранный во власть решает собственные проблемы, увеличивается.
Лет десять назад я был инициатором введения пятилетнего срока, а теперь поменял свое мнение – могу по этому поводу вспомнить Владимира Путина, который
выступал резко против любых изменений в Конституцию, а после поддержал новоизбранного президента Медведева в том, что Конституцию надо менять.В моем понимании все действия губернатора и фракции "Единая Россия" направлены на то, чтобы подорвать свой имидж. Для этого делается все возможное. В том числе отменяются митинги.
Если увеличивают срок полномочий с четырех до пяти лет, то увеличивается возможность того, что плохо работающие депутаты будут дольше сидеть в кресле. Поэтому, на мой взгляд, пять лет полномочий – это вредно. Та схема власти, которая в Алтайском крае сформирована, – вредная. Если мы эти процессы будем консервировать, это будет вредно для населения. И закончится это 17-м годом.
Ротация краевого Законодательного собрания по сравнению с краевым Советом составляет почти 60%, если сравнивать созыв 2000 и 2004 годов. То есть нельзя сказать, что сроки полномочий увеличиваются в угоду нынешним депутатам. И сложно согласиться с тем, что это принципиально меняет концепцию организации власти в крае. Выступая по поводу поправок к Конституции, мы говорили о том, что страна, субъекты, муниципалитеты перешли на новое исчисление сроков бюджетного планирования – три года. Если срок четыре года, то вопросы оценки бюджета уходят почти в конец полномочий. Моменты, касающиеся контроля бюджетного планирования, тоже, на мой взгляд, весомый аргумент в пользу корректировки сроков полномочий законодательного органа.
В принципе можно поддержать идею назначения губернатора на пятилетний срок. Независимо от того, кто сегодня находится на этом посту. Но, к сожалению, мне кажется, мы не готовы сегодня продлять полномочия депутатского корпуса – по разным причинам. Партий у нас как таковых пока нет. Наши партии, с одной стороны, не могут, с другой стороны, им не дают выполнять свои основные функции: формирование альтернативных программ, консолидация общества и власти, обеспечение обратной связи между обществом и государством.
У нас в стране не только социально-экономический кризис, но и морально-нравственный. Посмотрите, что происходит на фоне кризиса. По-прежнему чиновники едут в Куршавель, проходят "царские охоты", по-прежнему высочайший уровень коррупции.