Павел Тулин: "Более запутанной системы я еще не встречал"

февраль 19, 2009

Павел Тулин, председатель комиссии по вопросам экономической и бюджетной политики Общественной палаты Алтайского края - по поводу повышения тарифов.

Наша задача состояла в том, чтобы не просто выступить с громким заявлением по поводу повышения тарифов, мы хотели разобраться в ситуации, внести конкретные предложения, чтобы потом не было стыдно за свои слова. Результат изучения процесса формирования тарифов привел нас в уныние.

Проблема тарифообразования началась не вчера и не при губернаторе Александре Карлине. Истории этого процесса в крае – десятилетия. Более запутанной системы я, признаюсь, еще не встречал. Мы попытались в ней разобраться. Причем особое внимание заострили именно на энерготарифе. Почему? Потому что на сегодняшний день именно он определяет размер большинства других тарифов. Мы разделили всю проблематику формирования тарифов на несколько частей.

Первый блок – федеральная составляющая. Это формирование стоимости энергии на входе в Алтайский край. Здесь в свое время край не смог защитить свои интересы, и сегодня условия получения энергии одни из самых невыгодных в Сибири. Оптовая цена на электроэнергию для нашего региона равна 90 копейкам, в то время как, например, в Иркутской области – 40 копейкам. А дальше включается технология формирования тарифа, когда на стоимость кВ/ч накладывается рублевая стоимость доставки этой электроэнергии. Как можно киловатты прибавлять к рублям, мне так до сих пор никто и не объяснил. Но я понимаю, что эта ситуация удобна энергетикам: чем сложнее система, тем проще объяснять экономическую целесообразность роста тарифа. Что с успехом многие годы и делалось.

Единственное, что мы точно можем сказать, – что средний тариф на входе в Алтай­ский край после покупки его на оптовом рынке и доставки потребителям не должен превышать 176 копеек за кВ/ч.

Но и здесь проблемы тарификации не заканчиваются. Уже на уровне края формируются тарифы для разных категорий потребителей. И здесь, на мой взгляд, не были учтены интересы различных групп потребителей. В ноябре 2008 года всех потребителей разделили на несколько категорий в зависимости от того, какие мощности они получают, разные мощности предусматривают разные потери – от 3 до 40%. До сих пор эти потери делились на всех примерно поровну. В этом году в управлении экономики и инвестиций края попытались восстановить возможную экономическую справедливость. Все потребители были дифференцированы на категории. Для тех, у кого коэффициент потерь больше, тариф выше. В этой ситуации свои интересы защитили крупные предприятия, для некоторых из них рост тарифа оказался совсем незначительным. Для граждан, пользующихся электроплитами, будет применяться понижающий коэффициент 0,7. При этом для категории потребителей, которую я определяю как малый и средний бизнес, рост тарифа составил от 40 до 60%, и даже выше. Получается, что малый бизнес косвенно субсидирует большой. На встрече с губернатором мы указали на эту диспропорцию.

Но и на этом этапе история с начислением тарифа не завершается. Если на уровне транспортировки можно дифференцировать потребителей, то почему то же самое не могут сделать сбытовые организации? Появилась определенная сетка тарифов, которая, к сожалению, тоже непонятно по какому принципу сформирована. Потребителю дают возможность выбрать: либо ты платишь по одноставочному тарифу и вроде бы одинаковую стоимость за кВ/ч, когда бы ты его не потреблял, либо у тебя появляется техническая возможность сократить затраты, если ты будешь декларировать объем потребляемой энергии. Но если детально разобраться в сетке, то получается, что экономить позволительно далеко не всем. Подавляющему большинству придется только переплачивать, и переплаты исчисляются в разах. Так и появились и четырех-, и пятирублевые тарифы. Что здесь от экономики, мне непонятно.

При этом я особо подчеркну, что никто из всей цепочки организаций, с которыми мы побеседовали, не представил нам экономического обоснования повышения тарифа. Тарифы растут против законов рынка. Идет снижение потребления энергии почти на 14%, подешевел уголь, горюче-смазочные материалы – во всем мире происходит снижение цен. Нам же говорят, это не факторы снижения тарифа. У нас действует иная рыночная логика: чем меньше потребляется энергии, тем она дороже. Но тем не менее есть тенденция падающего рынка, который нужно поддерживать, есть некое стремление федеральной службы по тарифам разобраться в ситуации в первые два месяца нового года и вернуться к пересмотру тарифов. Остается понять, хватит ли политической воли у наших депутатов, организаций, представляющих бизнес-сообщества, администрации края? Ведь всем сегодня ясно, что увеличение стоимости исходного продукта – электроэнергии – влечет за собой удорожание всего остального, делает продукцию наших товаропроизводителей менее конкурентоспособной. Общественная палата Алтайского края свои предложения внесла.

Справка

Предложения Общественной палаты края

1. С целью защиты экономических интересов Алтайского края на федеральном уровне, а также с целью формирования экономически обоснованных и сбалансированных тарифов восстановить работу Региональной энергетической комиссии (РЭК) с включением в ее состав наряду с экономистами и экспертами в области энергетики представителей депутатского корпуса, общественности и работодателей.

2. На основе экономического анализа добиться снижения в 2009 году среднего тарифа на электрическую энергию, поставляемую потребителям по Алтайскому краю устанавливаемых ФСТ РФ на 15–20% на примере других регионов РФ.

3. Устранить возникшие в 2009 году диспропорции в тарифах для потребителей, работающих на высоких и низких сетях напряжения.

4. Для минимизации затрат потребителей, а также с целью недопущения получения необоснованной прибыли энергосбытовыми организациями запретить в текущем году применять тарифы на электроэнергию выше уровня среднего одноставочного тарифа, утвержденного постановлением Главэкономики № 143.

5. Создать четкую и понятную систему информирования потребителей для исключения ошибочных экономических решений по применению тарифов, потреблению электроэнергии и услуг ЖКХ.

6. Разработать программу по стимулированию энергосбережения как для граждан, так и для производителей.

7. В целях формирования конкурентного рынка электроэнергии проработать вопрос о получении более дешевой электроэнергии для потребителей Алтайского края.