февраль 20, 2009
Управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры ждут серьезные испытания. И дело вовсе не в том, что в ближайшее время . Просто кризис требует сегодня от этого ведомства более решительных действий по оказанию разнообразной помощи и защите интересов рядовых предпринимателей. И здесь многое будет зависеть от гибкости принятия решений и скорости мышления управленческого аппарата.
16 февраля на заседании краевой антикризисной комиссии губернатор Александр Карлин был не на шутку разозлен рабочим состоянием одной из своих структур – Управления по развитию предпринимательства – в условиях экономической нестабильности. Ругался губернатор страшно. И даже пригрозил заместителю начальника управления Виктору Иванову расформировать его структуру, как то самое малое предприятие, в результате чего 50 человек могут легко и просто отправиться на рынок труда в поисках более достойной должности и участи.
Гнев губернатора, в течение получаса распекавшего своего подчиненного, был понятен и, скорее всего, справедлив. Представитель управления не смог внятно и системно, как положено по рангу, ответить на вопрос, какие виды предпринимательской деятельности необходимо развивать в регионе, чтобы снизить нарастающую напряженность на рынке труда. Ведь выделение федеральных средств в размере 750 млн. рублей Алтайскому краю, о чем уже хорошо известно, предполагает в том числе и переобучение поставленных под угрозу увольнения сотрудников предприятий. Они могли бы переквалифицироваться в малых предпринимателей. Но в каких – вот вопрос! Если это будущие пчеловоды, то необходимо понимать, сколько их нужно краю, есть ли у них перспективы, какой объем средств нужен им для открытия собственного бизнеса и пр. Если управление намерено развивать инновационное направления малого бизнеса, то необходимо уже сегодня иметь банк идей, которые не стыдно будет продемонстрировать на федеральном уровне.
В общем, губернатор вел свою речь к тому, что деньги-то краю для снятия напряженности на рынке труда выделены, а одно из ключевых управлений в текущий момент к этому не готово. И успеет ли подготовиться – неизвестно. А не занимаясь целенаправленно мониторингом текущей ситуации, не анализируя динамику структурных изменений в малом и среднем бизнесе, невозможно сделать правильные шаги. Велик риск из-за малейших просчетов пустить федеральные деньги по ветру и получить в итоге еще большую социальную напряженность.
Скорее всего, в Управлении по развитию предпринимательства уже вовсю работают над решением заданной губернатором головоломки. Все-таки бюрократическая машина может двигаться значительно быстрее, если ей вовремя поддать жару. Но, по моему убеждению, решение одной только тактической задачи не снимет ряда более глубоких противоречий, лежащих в плоскости взаимоотношений власти и малого предпринимательства. И возникли они вовсе не по вине конкретных людей, которые работают в подразделении, а скорее из-за общего искаженного восприятия простого предпринимателя властью.
Главная причина возникновения таких противоречий – отсутствие доверия. Малый бизнес до сих пор воспринимается рядом высокопоставленных чиновников как мутный сектор, в котором искусственно уходят от налогообложения, занижают заработную плату, не соблюдают элементарных условий труда. Именно поэтому предпринимателей нужно держать в ежовых рукавицах. Особенно в условиях кризиса, когда они могут натворить всякое!
На самом деле вопрос построения доверительных отношений решаем. Но для этого краевому управлению и его новому руководителю, кто бы им в итоге ни стал, необходимо перешагнуть определенную черту внутриведомственных отношений и встать на сторону предпринимательства в самых щекотливых темах. Первая – повышение энерготарифов. Для малого бизнеса она звучит крайне остро. Во многом и из-за непонимания образования этого тарифа. Понятно, что управление не отвечает за регулирование данного вопроса. Но почему нельзя было провести в районах серию разъяснительных семинаров с приглашением специалистов, которые бы рассказали о механизме повышения и о том, как можно нивелировать его негативные последствия.
Вторая тема – ломка существующих административных барьеров, непростые взаимоотношения малого бизнеса с контролерами. С одной стороны, это мусорные нормативы, с другой – аттестация рабочих мест. Проверки предпринимателей ведутся в крае, но возникает вопрос: а нужны ли они именно сейчас? И кто, как не профильное управление, должно более четко обозначить в данном случае свою позицию? Да, здесь, возможно, придется идти на конфликт с федеральными структурами. Но этот непростой выбор все равно придется делать.
По данным газеты "Ваше дело", в настоящее время в администрации всерьез обсуждается вопрос о целесообразности и эффективности работы в автономном режиме краевого Управления по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры. Есть мнение, что его необходимо передать в прямое подчинение Главному управлению экономики и инвестиций. Есть точка зрения – предпринимательское направление нужно перевести под контроль промышленного вице-губернатора Виталия Ряполова, а отдел по развитию торговли выделить и вернуть в ведомство вице-губернатора Михаила Щетинина. Окончательное решение в любом случае будет принимать губернатор. Но любые разговоры о перестройке управления являются признаком его слабости. И если вдруг это ведомство начнут делить и двигать, то встанут ли предприниматели на его защиту? Большой вопрос.