Борис Трофимов – об ответственности "Единой России" в кризисной ситуации

февраль 24, 2009

Известно, что во время кризиса общество с большей тщательностью и вниманием следит за действиями власти и пытается найти посредников, чтобы донести свои сигналы до высокого начальства. На сегодня самым крупным общественным объединением, обладающим одновременно и самым серьезным влиянием, является партия "Единая Россия". И потому спрос с нее – созданной той самой властью – особый. О том, насколько "ЕР" готова нести ответственность за происходящее и за последствия кризиса, рассказал лидер регионального отделения партии Борис Трофимов.

Борис Трофимов, председатель комитета по местному самоуправлению Алтайского краевого Законодательного Собрания.
Анна Зайкова

Важно сохранить малый бизнес

– Борис Александрович, как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию в стране и в крае? Насколько партия разделяет ответственность за состояние дел в экономике? Ведь оппозиция заявляет: восемь лет страной управляла "ЕР" и вот куда она нас завела.

– Начнем с того, что "Единая Россия" управляла не восемь лет. В прошлом году нашей партии исполнилось семь лет. В Алтайском крае мы только в 2007–2008 годах сформировали Законодательное собрание, краевые исполнительные органы, выбрали большинство муниципальных глав. Губернатор края Александр Карлин стал членом партии в мае 2007 года. А если говорить о России, то Владимир Путин возглавил список партии в 2007 году и стал ее лидером только в прошлом году.

Все эти факты не означают, что партия как на Алтае, так и в России боится взять на себя ответственность за кризис и, главное, за минимизацию его последствий. Оценка кризиса прозвучала на заседании политсовета партии в ноябре прошлого года. Мы сегментировали кризисную ситуацию, разделив ее на несколько секторов. Первый – рынок труда. Второй – дольщики. Третий – массовые увольнения представителей так называемого "офисного планктона". Четвертый – пенсионеры. И пятый – тарифы. По каждому направлению были созданы антикризисные группы. На том же политсовете мы определили свою главную задачу – отслеживать настроения в обществе и собирать информацию. Мы должны анализировать полученные сведения, доводить их до администрации края и принимать законодательные меры по смягчению последствий кризиса.

В настоящее время мы осуществляем мониторинг ситуации. У нас есть соглашение с профсоюзами края, благодаря чему мы еженедельно получаем информацию о сокращениях, вынужденных отпусках, переходах на четырехдневную работу и т.д.

В целом оценка по стране – прерогатива президента и правительства, и мы имеем возможность знать мнение руководителей о происходящем. Я разделяю эти оценки. По краю я бы оценил ситуацию как стабильную, но напряженную в экономической и социальной сфере. Причиной тому – зачастую недостоверная, неоперативная и несвоевременная подача информации.

– Но это же в том числе и вопрос мобильности принятия решений. Мониторинг экономической ситуации на всех уровнях ведется еще с ноября. Прошло четыре месяца. Не рискует ли наш административный аппарат погрязнуть в дискуссиях о том, что нужно делать?

– Опасения небезосновательны, но они не носят системного характера. В то же время в декабре мы совместно с администрацией края разработали программу по снижению напряженности на рынке труда. Она предполагает софинансирование из федерального и краевого бюджетов. В программе предусмотрен ряд направлений, в том числе организация общественных и временных работ в организациях края и на социально значимых объектах, а также содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан. Уже подписано соглашение между администрацией края и Федеральной службой по труду и занятости, где предусмотрено 750 млн. рублей на эти цели. В стадии разработки положения, механизмы, адреса реализации. Но пока эта стадия затягивается.

Приведу пример другого ряда. "Сибсоцбанк" одним из первых выступил инициатором на получение субординированного кредита "Внешэкономбанка". Собственник банка – краевая администрация, в бюджете заложена определенная сумма. Губернатором была подана заявка в "ВЭБ". Необходимое условие – заключение рейтингового агентства. Неделю назад "Сибсоцбанк" получил такое заключение. Но многие считают, что уже получены деньги. Вчера (беседа состоялась 10 февраля. – Прим.) поступила официальная информация, что с учетом выполнения всех условий банк поставлен в очередь на получение кредита на II–III кварталы.

Процедура получения субординированных кредитов слишком медленная. Кредитный портфель ориентирован на село. Деньги нужны в феврале-марте, когда надо приобретать технику, покупать ГСМ, начинать посевную кампанию. А если эти деньги придут в мае-июне?! Медленно? Да, медленно! Цепочка не срабатывает.

– Почему тема малого бизнеса стала одним из приоритетных направлений для "Единой России"?

– Население края – около 2,5 млн. человек. Экономически активное – 1,3 млн. На предприятиях, отчитывающихся перед статистикой, работает 800 тыс. человек. А кто те люди, которые составляют разницу между 1,3 млн. и 800 тыс.? Это как раз предприниматели, учет которых не ведется статистикой. В нашем понимании крайне важно сохранить эти 450–500 тыс. человек. Эти люди  – самая активная, динамичная, энергичная часть населения. Они не стоят за заработной платой в бюджетной кассе, не ждут ежемесячных пенсий и пособий.

Вокруг темы малого бизнеса постоянно ведутся горячие дискуссии. У нас ведь нет реальных институтов работы с предпринимателями. Существующие меры поддержки и стимулирования несопоставимы с контрольными, а где-то и карательными функциями институтов власти. Наглядный пример – тарифы. Больше всего от их повышения пострадали малые предприятия. Сегодня при нашем непосредственном участии создана подгруппа по тарифному регулированию под руководством вице-губернатора Михаила Щетинина в составе межведомственной рабочей группы по мониторингу экономической ситуации и состояния финансового рынка Алтайского края. Отдельным вопросом обсуждается возможность минимизации тарифной нагрузки на малые предприятия в 2009–2010 годах. Первый шаг сделан. Следующий – установление общественного контроля за проверками, за так называемым "кошмариванием" малого бизнеса.

Вызываем огонь на себя

– Насколько основные направления работы регионального отделения соответствуют рекомендациям центрального руководства "ЕР"?

– Есть общие векторы. Есть федеральная повестка, есть региональная. Тарифы, например, – это наша тема. Автопром – тема Приморья. Общие направления работы – рынок труда, дольщики. Когда мы начали поднимать тему дольщиков, были только пострадавшие от "Барнаулстроя". Однако уже сейчас возникла тема "Барнаулинвестстроя". Проблема дольщиков может обостриться. Конкретный случай: компания привлекала средства людей, но оказалось, что не имела права этого делать. Какой выход? Либо отдать деньги людям и тогда гарантированно не окончить строительство домов, либо продолжать привлекать средства, рискуя получить санкции. И тогда через три  – пять месяцев в крае может появиться еще одна группа проблемных дольщиков.

Уже сейчас в службе судебных приставов на исполнении находятся 90 дел по ипотеке  – должников ставят на выселение. Пристав – человек неполитизированный, он руководствуется исключительно законом. Поэтому нельзя ждать, когда люди окажутся на улице, нужно заблаговременно принимать меры. Правительство предлагает комплекс программ по снижению напряженности в этом вопросе. И это тоже наша забота.

– 16 января руководство "ЕР" собирало коллег по партии из регионов, чтобы рассказать о действиях во время кризиса. Давались ли какие-то прямые указания?

– На том совещании была дана перспективная оценка в области экономики, социальной сферы, бюджетной политики на I полугодие, в том числе было заявлено о секвестировании федерального бюджета. Регионам предложили рассмотреть возможность корректировки своих бюджетов. Мы уже и так секвестировали доходную часть краевого бюджета на 3 млрд. рублей. Пока больше этой темы не касались, посмотрим, какими будут доходы в феврале-марте. Рассматривались также вопросы поддержки отечественного товаропроизводителя. В Ростове – "Ростсельмаша", в Нижнем Новгороде – ГАЗа, в Ульяновской области – УАЗа.

– А в Алтайском крае?

– У нас аграрный регион. По лоббированию пересечение интересов может быть как на региональном, так и на федеральном уровне. Приходит, например, фермер и говорит: "Енисеи" нам не нужны. Мы готовы платить за "Джон Диры", на которых уже работаем". Я ни разу не слышал от крестьян претензий по поводу стоимости иностранной техники. Но почему произошло изменение импортной пошлины? Эта форма протекционирования "Ростсельмаша" со стороны государства не совсем понятна. Тем более алтайские крестьяне от этого только проигрывают: ростовчане повысили цены на свою продукцию, а качество по-прежнему оставляет желать лучшего.

– Направлялись ли вам какие-то специальные распоряжения на случай социальных волнений? Какой будет реакция регионального отделения в таких случаях?

– Адекватной. Есть разные формы протеста. Можно выйти на митинг или совершить акцию неповиновения. Но есть и другая форма – снятие острых вопросов в рамках конструктивного диалога. Мы бы хотели, чтобы люди искали и находили поддержку у нас. Сегодня мы работаем на опережение, вызываем огонь на себя. Количество обращений в приемную Владимира Путина, к депутатам АКЗС не снижается. Главное, чтобы лимит доверия к нам не был исчерпан. Но если ситуация будет оставаться острой, мы можем потерять политический авторитет. Это, конечно, наше испытание. 

– Правда ли, что перед выборами мэра Барнаула г-н Колганов, не согласовав свою кандидатуру с региональным отделением, напрямую обратился за одобрением к руководству партии?

– Нет. Мы априори, не проведя согласование на политсовете, не смогли бы выдвинуть его. Согласование его кандидатуры прошло в январе, по срокам – практически на висящем флажке. Но говорить, что Владимир Николаевич мог бы решить этот вопрос в обход регионального отделения, нельзя. Это исключено. Тот же процесс согласования по председателю городской Думы, когда кандидатуру Людмилы Николаевны хотели утвердить минуя региональное отделение. Мы тогда развернули этот процесс. Но в итоге кандидатура Зубович была согласована.

О чем еще рассказал Борис Трофимов

О представлении кандидатуры на пост губернатора

– По этому поводу будут совещаться Генсовет с региональным политсоветом. Все процедурные моменты пока еще четко не прописаны. Говорить о критериях выбора кандидатур, если нет положения, рановато. Но есть критерии оценки эффективности деятельности губернатора, которые определены указом президента. Там перечислены 43 критерия, 42 из которых носят статистический характер, а 43-й – это общественные настроения. Этот последний пункт и относится к полномочиям партии. Последние кадровые решения президента показывают, что основной критерий деятельности губернаторов – это их умение работать в антикризисных условиях. Жители края должны постоянно видеть и знать, что делает власть в части снижения напряженности в регионе. И партия будет ориентироваться не только на уровень жизни, а именно на настроения в обществе, внятность, понятность, последовательность и открытость администрации под руководством губернатора. Представление моей кандидатуры на пост губернатора исключено. Этот вопрос даже не обсуждается.

О рейтинге "Единой России"

– Мы не испытываем эйфории относительно привлекательности партии и никаких специальных замеров не делали. Но люди стали жить хуже и, конечно, винят в этом власть. Снижение рейтинга партии в этих условиях естественно. Мы никаких иллюзий на этот счет не питаем. Тем не менее в октябре проходили выборы глав и депутатов различных уровней. В большинстве случаев ими стали члены нашей партии.

Об оппозиции

– Конструктивная оппозиция, способная искать и предлагать пути решения проблем, должна быть. Скажем, коммунисты последовательны. Говорить как об оппозиции о партии "Справедливая Россия" я бы не стал. Это не оппозиция. Это поза.

Справка

Что мы знаем о Борисе Трофимове

Борис Александрович Трофимов родился 1 июня 1955 года в Топчихинском районе.

После окончания в 1977 году Алтайского политехнического института начал работать в "Барнаулэнергоремонте". С 1980 по 1991 год занимался комсомольской и партийной работой (Октябрьский, Ленинский райкомы КПСС, Барнаульский горком ВЛКСМ). В 1989 году окончил Новосибирскую высшую партийную школу. В 1991 году стал председателем комитета по делам молодежи администрации края. В 1993 году организовал "Сибирский социальный банк", сегодня является председателем его совета. В 1995 году окончил ВЗФЭИ. С 1997 года возглавляет отделение Пенсионного фонда РФ по Алтайскому краю. С 2004 года – депутат краевого парламента, с 2008-го – лидер фракции "Единая Россия". С 2008 года – секретарь регионального отделения партии. Кандидат экономических наук. Женат, двое детей.