Не все агропредприятия региона переживают кризис

февраль 24, 2009

Антикризисная межведомственная комиссия Алтайского края отметила, что на фоне всеобщего падения объемов производства в отраслях экономики сельское хозяйство демонстрирует рост. В январе региональные сельхозпроизводители выпустили продукции на 2,4 млрд. рублей, что почти на 62 млн. рублей больше аналогичного периода прошлого года. Также в выигрышном положении находятся зернопереработчики, чья продукция стала более востребованной. Но в целом за положительной динамикой скрываются и негативные явления.


Михаил Хаустов

Поголовье срезали

Краевая антикризисная комиссия констатировала, что в январе индекс производства агропродукции составил 101,5%. В условиях экономического кризиса это вызывает определенное недоумение.

Петр Быков,
замначальника по экономике Главного управления сельского хозяйства края:

Результат мы получили за счет работы животноводов. Алтайскому краю в 2008 году удалось сохранить поголовье КРС. Если в стране наберется еще 15 таких территорий, то хорошо. "Улетели" по этому показателю Татарстан и Белгородская область.

Если в прошлом году сельхозпроизводители реализовали за январь молока и молочной продукции в объеме 39,6 тыс. тонн, то в этот же период текущего года эта цифра достигла 40,8 тыс. тонн. И это несмотря на молочный кризис, который разгорелся около года назад и сбил закупочные цены на сырье почти в два раза. В тройку лидеров по темпам роста этой продукции вошли Ключевской, Немецкий национальный и Благовещенский районы, констатирует Алтайкрайстат.

Наиболее мощный скачок продемонстрировал показатель по проданному мясу скота и птицы – рост более 30%. Здесь в авангарде Зональный (+1547 тонн), Павловский (+178 тонн) и Романовский (+116 тонн) районы. Стоит отметить, что статистику "подтянула" компания "Алтайский бройлер", расположенная в Зональном районе. В конце 2008 года она получила первую партию продукции. А с выходом на производственную мощность птицекомплекс ежемесячно будет выпускать по 3 тыс. тонн мяса птицы и тем самым весь год работать на общие показатели края.

Но не за всеми цифрами стоит положительная тенденция. В отдельных районах вырезается скот, и тем самым увеличивается объем производства мяса. По оперативным данным отдела животноводства ГУСХ, с 19 января по 2 февраля количество молочных коров в крае сократилось на 287 голов. Сергей Петров, руководитель сельхозуправления Чарышского района, на территории которого за этот период пошло на убой 135 коров, отказался комментировать ситуацию.

Макароны в фаворе

Несмотря на все минусы кризиса, алтайская зернопереработка в этот период существенно выиграла. После изменения курса валют импортная продукция выросла в цене. И поставщики начали переходить на более доступные отечественные товары. По официальным данным, впервые "Поспелихинская макаронная фабрика" загрузила все производственные линии. По данным издания "Алтайская правда", выпуск макарон на фабрике идет круглосуточно.

Стабильный спрос отмечают и на "Алейскзернопродукте".

Наталья Мамаева,
коммерческий директор предприятия "Алейскзернопродукт":

Кризис на нас не отразился. На нашем рынке практически нет импортной продукции. Среди товарных линеек, на которые ориентировано наше предприятие, импортируются только макаронные изделия (в общем валовом производстве они занимают 6%). Но мы работаем в среднеценовом и эконом-сегментах, спрос в которых не изменился. Раньше заказы больше шли с крупных предприятий, сегодня мы увеличили объемы отгрузки для розничных сетей. Значит, люди стали сокращать свои расходы и меньше покупать готовую продукцию.

Эксперты подтверждают, что переход на алтайские товары в период нестабильной экономической ситуации во многом связан с тем, что потребители сокращают расходы на питание и переходят на традиционные продукты.

Владимир Овчинников,
директор департамента аппарата и протокола Центра финансово-производственного развития
агропромышленной группы "Алтайские закрома":

В крае выросло потребление хлеба. Но мы не радуемся. Значит, люди стали жить хуже: заработная плата сократилась, а безработица выросла.

Выбиваются из радужной картины роста те предприятия, которые являются структурными подразделениями крупных холдингов.

Василий Меньков,
генеральный директор "Шипуновского элеватора"(входит в состав агрохолдинга "Разгуляй"):

Таким большим компаниям, как "Разгуляй", не приходится сейчас вкладывать значительные средства в развитие производства. В свое время она разместила свои акции на бирже, но из-за непонятной ситуации с ценными бумагами сейчас ей приходится их выкупать.

По его мнению, аналогичные меры, возможно, предпринимает и компания "Пава", которая также осуществила IPO.

Объем реализации продукции сельхозпроизводителями

 

Январь

2008 г.

Январь

2009 г.

2009 г. в % к январю 2008 г.

Скот и птица (в живом весе),
тыс. тонн. Из них:

6,8

8,9

130,2

сельскохозяйственные организации

4,7

6,7

143,8

хозяйства населения

2,0

2,1

100,7

крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели

0,1

0,1

100,0

Молоко и молочные продукты,
тыс. тонн. Из них:

39,6

40,8

102,9

сельскохозяйственные организации

37,0

38,1

103,0

хозяйства населения

2,5

2,6

102,8

крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели

0,1

0,1

100,0

Яйца, млн. штук. Из них:

45,9

42,3

92,1

сельскохозяйственные организации

44,6

41,0

91,9

хозяйства населения

1,2

1,2

100,0

крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели

0,1

0,1

100,0

Источник: Алтайкрайстат.