февраль 26, 2009
Александр Лукьянов, глава Кулундинского района, констатирует: в районе нет брошенных земель, зарплата – самая высокая среди сел края, товарооборот за год превысил миллиард рублей. Кулунда, расположенная на самой границе с Казахстаном, и в период кризиса надеется только на себя и свой степной характер.
– Александр Николаевич, предприятиям Кулунды легко находить рынки сбыта?
– У нас два завода сборного железобетона, и в западной части края они единственные. Наш железобетон начиная от Рубцовска до Омска востребован, в летнее время заводы работали в две-три смены. Я думаю, на два-три года вперед заказами они будут закрыты. Есть проблема с заводом силикатного кирпича – их продукция не сильно востребована, поэтому в зимнее время его работа приостановлена.
Другой наш завод – "Кулунда-консервмолоко" – раньше закупал молоко в трех районах, а теперь в пяти – перерабатывают, получают сухое молоко, сливочное масло. По сухому молоку в последние полгода лихорадит рынок сбыта, поэтому завод сейчас специализируется на выпуске сливочного масла. Качество прекраснейшее, и этот продукт хорошо берет Северный Казахстан.
– В районе много предприятий, а кадры для них есть?
– Самая проблемная область – здравоохранение. Последние семь лет мы каждый год отправляли в мединститут по целевым направлениям от четырех до шести человек. Последние два года ребята стали возвращаться – девять квартир мы передали больнице, чтобы их семьи могли жить. Не все, конечно, хотят возвращаться в села, хотя Кулундинский район сегодня – не самый плохой. Самая высокая зарплата из всех сельских районов края именно у нас: по итогам прошлого года – 10 200 рублей.
Есть села – например, Мирабилит – где избыток кадров, и за руководителем хозяйства ходят люди, просят – возьми на работу. Все зависит от того, какое село, какое отношение у руководителя к людям. И нужно учитывать, что сегодня уже не будет в животноводстве работать доярка за шесть-семь тысяч. Не бу-дет! Так же и механизаторы, которым нужны нормальные условия и техника.
– Если говорить о сельском хозяйстве, то на какие цели степным районам нужны деньги в первую очередь?
– Первое – нам бы еще года два, чтобы мы могли закончить модернизацию техники, всего оборудования в сельском хозяйстве. Второе – надо восстанавливать то, что было разрушено, орошение, например. В степи развитие животноводства без орошения практически нереально. У нас только один-два года из десяти более-менее урожайны. И все-таки предприятия живут. В позапрошлом году сельское хозяйство получило 94 миллиона прибыли, в 2008 году – около 73 миллионов. Мы привыкли ни на кого не надеяться, а самим работать и работать. Я считаю, что если бы СМИ не нагнетали информацию о кризисе, то наша степь это слово даже бы не произносила. В степи всегда люди были более выносливыми. Как вы можете представить себе жизнь, если за полтора-два месяца ни капли дождя не выпадает?.. В предгорьях выращивают картофель на бугре, чтоб он не вымок, а нам, в степи, за лето надо его минимум три раза полить!..
– Что тогда может помочь отечественному производству?
– Конкуренция. Это двигатель мировой экономики. И если Россия готовится вступать в ВТО, то нужно готовиться к этому уже сейчас. Было время 10–12 лет назад, когда хорошими темпами провели перевооружение переработки. И сегодня перерабатывающая промышленность на территории края занимает лидирующие позиции в России. Если бы тогда этого не случилось, сегодня переработки в крае бы просто не было.
Еще один момент – техническое перевооружение. Допустим, взять посевной комплекс "Джон Дир" – он заменяет три наших трактора типа "Кировец". И при этом экономия горючего и отличные условия работы для механизатора. Не поднять нам отечественное производство такими методами. Тот, кто работал на импортном тракторе, никогда на алтайский Т-4 не сядет.
– Многие районы связывают свое развитие с приходом внешних инвесторов. А ваш?
– Внешний инвестор приходит туда, где есть природно-климатические условия, такие, как в предгорье, или залежи полиметаллических руд. У нас, кроме залежей песка, ничего нет, поэтому строительная индустрия и базируется в Кулунде. Но в эту отрасль больших инвестиций никто не принесет. Однако мы второй год интенсивно ведем разработку гипса на озере Джира – этим проектом занимается "Стройгаз". Залежи гипса составляют около 9 миллионов 600 тысяч тонн, проект рассчитан на ежегодную добычу 110–140 тысяч тонн. Ведем переговоры о строительстве в Кулунде завода по переработке гипса и выпуску стройматериалов из него, но в связи с кризисом они затормозились, хотя, я считаю, дело интересное.
1. Цена однокомнатной квартиры в пятиэтажке в Кулунде от 700 тысяч до миллиона рублей.
Комментарий главы: "Каждый третий житель района живет в благоустроенном жилье. Приятно, когда человек приходит, и в квартире тепло. В последние годы мы модернизировали котельные, заменили типовые сети. В прошлом году в микрорайоне запустили круглосуточно горячую воду в пятиэтажках. Как только это сделали, сразу стоимость жилья подскочила".
2. В этом году в Кулундинском районе появится пограничный городок.
Комментарий главы: "Еще два-три года назад у нас около сотни лошадей уходило через границу в Казахстан – процветало воровство. Со становлением пограничной, таможенной служб границу с каждым годом все надежнее закрывают, и этот вопрос практически решен. Есть случаи хищения, но они единичные".
3. В районе нет ни одного гектара брошенной земли.
Комментарий главы: "Семь лет назад, когда я только пришел, у нас 5% земли обрабатывалось фермерскими хозяйствами, сегодня – более 35%. Развиваются хорошими темпами, и сейчас крупные фермерские хозяйства, например "Русь", имеют больше 10 тысяч гектаров посевной площади только под зерновые культуры".
4. В Кулунде есть проблемы с качественной питьевой водой.
Комментарий главы: "В 2007 году в село Мышкино вложили 6 миллионов 900 тысяч – полностью сделали поселковый водопровод, новые скважины. В прошлом году 13,5 миллиона вложили в обеспечение водой восточной части Кулунды, а в этом планируем с западной стороны построить башню и две новые скважины. Так что за три-четыре года этот вопрос мы снимем".
5. На территории Кулундинского района находится соленое озеро Щекулдук.
Комментарий главы: "Качество лечебной грязи в озере такое же, как и в Яровом, только места совсем нетронутые. Прошлым летом отдыхать на Щекулдук уже приезжали не только жители района, но и новосибирцы, омичи стали появляться".
От Барнаула до райцентра Кулунда – 420 километров. Население района – около 25,5 тысячи человек, из них 17 тысяч живут в райцентре. Кулунда – третий после Барнаула и Новоалтайска железнодорожный узел.
Мы в числе первых в крае разработали свою программу обзаведения личным подсобным хозяйством: выделяли деньги тем, кто брал кредиты в банках. За последние годы население получило около 52 миллионов рублей кредитов на обзаведение личным подсобным хозяйством. Вопросов по возвратам нет. Были вопросы с реализацией свинины, особенно два года назад. Потом люди начали понимать, что надо не просто вырастить кабанчика с салом, а нормальное, пригодное мясо.