Малые и средние предприятия страны рассказали о своем состоянии

март 3, 2009

Как показал опрос газеты "Ваше дело", руководители алтайских предприятий довольно спокойно оценили итоги работы в январе. Месяц был назван "обычным", "нормальным", "непоказательным" и "сложным". Сегодня мы публикуем итоги январского мониторинга, который ведут организация "ОПОРа России" и консалтинговая компания "Бауман Инновейшн". Интересно, что прогнозы респондентов на февраль были в целом оптимистичными.

Снижение потребительского спроса обернулось не только сезоном скидок, но и увеличением роста неплатежей с поставщиками.
Михаил Хаустов

Мониторинг, который проводят "ОПОРа России" совместно с "Бауман Инновейшн", – это проект, в рамках которого отслеживаются изменения, происходящие под влиянием кризиса во внешнем окружении субъектов малого и среднего бизнеса (МСБ), и реакцию компаний на эти изменения. На протяжении 2009 года руководители 300 малых и средних компаний из разных отраслей в 30 регионах России будут ежемесячно отвечать на вопросы, касающиеся различных аспектов их деятельности. Итак, итоги января.

Позитив и негатив

Январский мониторинг показал, что влияние кризиса на внешнее окружение компаний оказалось неоднозначным: позитивные изменения отмечаются в доступности персонала и недвижимости, негативные – в дефиците финансовых средств, низком спросе, задолженностях со стороны покупателей, ценах поставщиков и административном регулировании.

Смягчается серьезная для предприятий кадровая проблема: 46% опрошенных компаний отмечают, что подобрать персонал теперь проще. Более доступной становится недвижимость: ситуация с выбором помещений для бизнеса с начала кризиса улучшилась для 40% респондентов. Тем не менее проблемы кадров и недвижимости остаются достаточно острыми: почти половина респондентов продолжают испытывать сложности с подбором персонала, а более трети компаний – с поиском помещений.

Наиболее серьезное ухудшение отмечено в сфере заемного финансирования. Три четверти компаний (76%) отмечают, что привлечь заемные финансовые средства стало сложнее, причем основная масса этих респондентов выбрала формулировку "гораздо сложнее". 87% респондентов отмечают рост ставок по кредитам для их бизнеса. В итоге около трети компаний (30%) практически не имеют доступа к заемному финансированию, еще для 44% привлечение заемных средств сопряжено с большими сложностями.

Известно, что во многих странах сейчас наблюдается так называемый дефляционный эффект кризиса. Но в России он практически не работает: более половины предприятий (65%) отмечает значительный рост цен на продукцию и услуги поставщиков. На сегодняшний день "достаточно высокими" или "очень высокими" цены поставщиков назвали 39% респондентов, 54% считают ценники контрагентов умеренными. При этом сами компании-респонденты неохотно идут на понижение цен: лишь 12% респондентов заявили о намерении сделать это.

Ситуация со спросом выглядит неоднозначно. Несмотря на то что отмечается его снижение (об этом заявляют 63% респондентов), больше половины компаний (69%) оценивают нынешний уровень спроса как "умеренный" или "высокий". При этом увеличивается объем задолженностей со стороны покупателей продукции и услуг (это отмечают 43% респондентов), но пока они не являются серьезной проблемой для большинства компаний.

Обременительность "неформальных платежей" отмечают почти 60% респондентов. 15% компаний говорят о случаях противоправных действий со стороны правоохранительных органов. Для сравнения: давление со стороны криминала за тот же период ощутили на себе 7% респондентов. При этом давление на бизнес со стороны правоохранительных органов за последние три месяца нарастало, а со стороны криминала оставалось неизменным. Возросла активность рейдеров: 20% опрошенных сигнализируют о случаях захватов предприятий в своих регионах за последние три месяца и отмечают, что они участились.

Большая часть опрошенных отмечает падение объемов продаж и снижение рентабельности. Вместе с тем на сокращение зарплат и персонала решилось менее трети респондентов (24% и 30% соответственно). Треть компаний (32%) идет на повышение цен. Около трети компаний (29%) имеют задолженности: чаще – перед поставщиками, а по зарплате – 10% в общей выборке. Но объем задолженностей нарастает.

Антикризисные меры

Более половины респондентов (52% ) приоритетной антикризисной мерой считают сокращение издержек (не связанных с расходами на зарплату). Часть компаний планирует проявить "гибкость": изменить ассортимент либо переориентировать бизнес (23% и 17% соответственно). Такие "непопулярные" меры, как сокращение зарплат и персонала или снижение объемов выпуска, планируют 13%, 12% и 8% соответственно.

От правительства России малый и средний бизнес ждет целевых антикризисных мер. По мнению руководителей компаний, наиболее действенными могли бы стать кредитование МСБ (43%), налоговые "каникулы" (42%) и "замораживание" тарифов (37%).

"Такие меры более оперативны, общедоступны и не содержат в себе элементов коррупциогенности, – резюмировал исполнительный директор "ОПОРы России" Виктор Климов. – Кроме того, нужны предметные действия правительства по расширению спроса на продукцию и услуги малых и средних компаний, например, через госзаказ…"

Комментарий к январскому мониторингу Сергея Борисова, президента "ОПОРы России": "До этого момента, разрабатывая меры поддержки малого бизнеса, государство действовало в каком-то смысле вслепую. Но для того чтобы добиться результата, "бить" нужно точно в цель. И без мнения самих предпринимателей невозможно объективно оценить ни общую ситуацию, ни актуальность тех или иных проблем, ни успешность предпринимаемых шагов".

Справка

"ОПОРа России" – общественная организация малого и среднего предпринимательства. Основными задачами заявлены: защита прав и интересов предпринимателей в их спорах с властью и бюрократическим аппаратом; борьба с коррупцией; введение в практику доступных схем кредитования; становление российского среднего класса; поддержка престижа предпринимательской деятельности и т. д. В составе "ОПОРы" действуют 80 региональных отделений включая "ячейку" в Алтайском крае.

"Бауман Инновейшн" – компания, специализирующаяся на выработке программ в области конкурентоспособности и экономического развития. Клиентами компании в России являются федеральные, региональные и муниципальные органы власти, а также частные компании, международные организации, профессиональные и бизнес-ассоциации.