март 4, 2009
Государственные мужи уже не первый год бьются над тем, чтобы отучить россиян от сигарет и пива. А теперь еще нас будут приучать пить молоко. Ну прямо как китайцев.
Михаил Хаустов
В феврале премьер Владимир Путин потребовал от правительства подготовить программу популяризации молока и молочных продуктов. Идея родилась после сообщения бывшего министра сельского хозяйства о том, что в прошлом году потребление молочной продукции в России упало на 5%. Также он попросил дать поручение развернуть кампанию популяризации потребления молока через государственные СМИ. Нужна ли эта кампания? Как популяризировать молоко?
Вопрос популяризации потребления молока имеет не только экономическое значение, он важен еще и с точки зрения сохранения и укрепления здоровья нации. Не сомневаюсь, что рассказ о полезных свойствах молока в краевых и муниципальных СМИ сможет в определенной степени повысить уровень потребления молочных продуктов.
Есть много ошибочных стереотипов, например, что молоко полезно только детям, а взрослым вредно и т. п. Это бред, молоко полезно всем. Не нравится питьевое молоко, можно найти другой продукт по вкусу, кисломолочный, десертный, любой – ассортимент молпрома включает сотни наименований. Нужно популяризовать саму идею потребления молока как напитка, показать, что утолить жажду молоком можно лучше, чем газировкой, и что это несравнимо полезнее. Можно привлекать к рекламе звезд, просто известных людей. Представители власти могли бы показать, что сами любят и пьют его. Премьер-министр Ирландии, например, делает это при каждом удобном случае…
Если такая программа в ближайшее время появится и будет дана отмашка сверху догнать и перегнать Китай, СМИ сразу же начнут обыгрывать потребление молока как одну из мер борьбы с кризисом. Дескать, потребляя молоко, мы не только боремся с разрухой в собственном организме, но еще и поддерживаем отечественного товаропроизводителя. Хотя основная роль в выполнении программы, как это у нас бывает, останется за директивными методами.
Не буду давать оценку, хорошо это или плохо, когда всем детям страны в обязательном порядке будут давать молоко, но могу предположить, что это обязательно столкнется с протестными настроениями. Наверняка вторую жизнь на страницах газет получит дискуссия "тупоконечников" и "остроконечников", доказывающих пользу или вред молока.
Чтобы потребитель делал выбор в пользу молочных продуктов, необходимо провести "ликбез" по их полезным свойствам и поработать над ценой в сторону снижения. Можно предоставить как производителям, так и розничным сетям налоговые льготы, в том числе на рекламу и популяризацию молочных продуктов. Но при этом законодательно ограничить наценки и ввести усиленный контроль качества. Если оглянуться на западный опыт, то хорошо работает социальная реклама – часть средств от каждого проданного пакета молока можно направлять в фонд помощи детям-"отказникам". Так бизнес проявит социальную ответственность, а покупатель будет знать, что он делает вклад в доброе дело.
В Бангладеш программа "Школьное молоко" была запущена в 2002 году в одном из самых бедных регионов страны, и всего за год посещаемость учениками школ выросла на 70–90%.
Китай, Таиланд и Мексика
В 1990 году потребление молочных продуктов в нашей стране составляло 370 кг на душу населенияю. Сейчас оно снизилось, по данным Молочного союза, до 240 кг, а по данным некоторых аналитиков, до 219 кг на человека.
Между тем в Китае спрос на этот продукт растет примерно на 25% в год. А все благодаря тому, что потребление молока здесь превратилось почти в национальную идею. В 1999 году в КНР был дан официальный старт всенародной кампании, целью которой было приучить всех детей страны ежедневно пить молоко, чтобы догнать и перегнать по росту и весу сверстников из других стран.
Если еще в 1997 году годовое потребление молока в КНР составляло всего 5 кг на одного человека, то сегодня оно выросло более чем в шесть раз.
Во многих странах мира сходные меры были приняты еще раньше. К примеру, в Таиланде программа "Школьное молоко" действует еще с 1982 года. За 17 лет действия программы в стране удалось создать более 250 тысяч рабочих мест.
В Мексике программа "Школьное молоко" проводится под девизом "Позаботимся об окружающей среде!". Детям вручают призы за количество собранных упаковок из-под молока.
1 млн. 375 тыс. тонн – объем производства молока в Алтайском крае в 2008 году, или 1,5 литра в день на каждого жителя края.