Таджикистан, Кавказ, Афгани­стан – три войны генерала Шенцева

март 5, 2009

У Николая Шенцева гораздо меньше фотографий с родными, чем с людьми, о которых принято говорить: "они делали историю". Среди них замминистра обороны СССР Валентин Варенников, президент Афганистана Мухаммед Наджибулла, генерал Борис Громов, бывший министр обороны СССР Павел Грачев, первый президент Ингушетии Руслан Аушев...

На службе в Афганистане, Таджикистане и на Северном Кавказе Шенцев, по сути, делал ту же работу, что и в уголовном розыске на Алтае. В 45 лет он сменил кабинет заместителя начальника УВД Алтайского крайисполкома на автомат, пистолет, рацию и апартаменты в Кабуле.   

Советник Саравзаволя

В 1985 году Николая Шенцева командировали в Афганистан подсоветным заместителя министра внутренних дел генерал-лейтенанта Саравзаволя. Сразу после прилета Николай Михайлович познакомился с руководством и подчиненными представительства МВД СССР в республике.

– На машину приехал заработать? – спросил глава представительства при первом рукопожатии.

– Машина у меня есть, – ответил Шенцев. – Пришло мое время. Предлагали Вьетнам или Афган... Я свой выбор сделал.

– Мужик я или не мужик? – сейчас генерал говорит, что хотел проверить себя, что было не стыдно перед друзьями, вернувшимися из Афгана инвалидами.

В течение двух лет подсоветный Николай Шенцев заранее выезжал в места командировок будущего президента Афганистана Мухаммеда Наджибуллы, отвечал за его безопасность, всегда был среди провожающих и встречающих из зарубежных турне, находился рядом на официальных приемах.

После работы Саравзаволь вместе с семьей заходил к Шенцевым на пельмени и борщ, которые готовила супруга Николая Михайловича Валентина Николаевна.  

– С генералом мы дружили семьями. Саравзаволь очень любил русскую кухню, – вспоминает генерал Шенцев. – "Сэр мушавер сказал: в Москву поедет, пистолет мне привезет", – это сын   Саравзаволя по-русски за мной повторял. Он меня называл "мушавер" – "советник", а "сэр" – значит "старший". Много недостатков у афганцев – ох, какие же они неаккуратные, – а вот языки на ходу учили. Саравзаволь владел русским, английским и немецким.

Гроза контрабандистов

В Афганистане Николай Шенцев курировал республиканский уголовный розыск. Шла война. Его сотрудники боролись с контрабандистами и наркобаронами, ликвидировали склады оружия и боеприпасов.

В 1986 году группа Шенцева обезвредила контрабандистов, пытавшихся дискредитировать СССР, обвинив государство в соучастии в сбыте наркотиков на Запад. Агентура донесла о крупной партии гашиша, следующей из Пакистана в Гамбург через Афганистан и СССР.

– Чтобы отвести подозрения от афганских оперативников и их агентов, решили операцию по изъятию провести на территории СССР. Так и сделали, – рассказывает Николай Михайлович. – Когда задержали "Мерседес" и вскрыли спрятанный в машине контейнер, в нем оказалось более 1200 килограммов гашиша на сумму 30 миллионов долларов! 

Спланированная политическая акция провалилась. За эту операцию Николай Шенцев получил орден Красного Знамени. Его сотрудники за два года пресекли транзит десятков тонн марихуаны и гашиша. Караваны наркотиков шли через Афган из Пакистана в Европу, Канаду и США.

Позже руководство МВД СССР отдало приказ спецслужбам ликвидировать всех агентов, потому что они вкладывали огромные деньги в наркотрафик, а правоохранительным органам сдавали "неудобных" партнеров.  

В Афганистане в свободное время "сэр мушавер" занимался… огородом. На клочке земли, испепеляемом солнцем, Николай Михайлович выращивал помидоры, огурцы, лук, баклажаны и петрушку. В своем оазисе он садил даже хрен, привезенный с Алтая. 

С "черемухой" на басмачей

В декабре 1987 года Шенцев стал первым заместителем министра внутренних дел Таджикской ССР. В Таджикистане у Валентины Николаевны и Николая Михайловича Шенцевых родилась дочь Катя.

А в 1988-м начались волнения. Дошло до поджогов домов и квартир. Массовые беспорядки переросли в атаки зданий ЦК Компартии Таджикистана, Совета Министров республики. У бушующей толпы появилось оружие, милиция отбивалась только "черемухой". Бойцы спецназа, прибывшие из Москвы, расстреляли тогда 25 вооруженных погромщиков. Николай Шенцев в каске и бронежилете на БТР носился по городам и аулам, пытаясь организовать службу милиции, которая остановила бы разъяренных потомков басмачей.

После Таджикистана генерала назначили главным инспектором Главного управления обеспечения общественного порядка МВД России. Его ждала служба на Северном Кавказе.

– В свое время правительство Осетии разрешило ингушам посещать только четыре кладбища в Пригородном районе. А на Кавказе уход за могилами предков одна из святых заповедей, – рассказывает Николай Шенцев. – Люди никак не могли добиться, чтобы их допустили до могил предков. Однажды ко мне обратились за помощью старейшины. Руководители МВД Осетии долго не шли нам навстречу, но уговорами и договорами решить эту проблему все-таки удалось. В один из своих религиозных праздников ингуши смогли посетить 18 кладбищ.

…После окончания службы на Северном Кавказе Николаю Михайловичу много лет не приходилось бывать в тех местах. А осенью прошлого года по настоянию врачей он поехал в один из санаториев Железноводска. Не успел расположиться, как примчались друзья-ингуши с корзинами фруктов, бочонками вина и бараном… 

Сабля Саравзаволя

Раритеты из Афганистана, Таджикистана и Кавказа занимают в квартире Шенцева целую комнату. Старинную кривую саблю с арабской вязью, которой больше 200 лет, Николаю Михайловичу подарил генерал Саравзаволь. Английский кремневый штуцер и пистолет с рукоятью из слоновой кости XVIII века – подарок командира полка советских войск в знак благодарности за успешную операцию по разведданным подопечных Николая Михайловича.

Таджик-переводчик, с которым генерал работал в Афганистане и Таджикистане, больше 20 лет назад преподнес своему шефу курлу – старинное охотничье ружье. С таким старейшины горных селений ходили на архаров.

Николай Михайлович уже года три работал в Москве, когда в Барнаул приехали таджики и оставили его родственникам ковер с портретом генерала. Кто эти люди и как они достали фотографию со служебного удостоверения, по которой ткали ковер, Шенцев до сих пор не знает. 

Справка

Николай Михайлович Шенцев родился 5 июля 1940 года в селе Луговском Зонального района. Окончил школу № 5 Бийска, Семипалатинское ПТУ, юрфак Томского гос­университета и Академию МВД. В 1985 году накануне отъезда в Афганистан Николай Шенцев досрочно получил звание полковника. Спустя пять лет ему было присвоено звание генерал-майора. В 1996 году вышел в отставку. Женат, имеет троих детей.

Автор благодарит за помощь в подготовке материала историка, подполковника внутренний службы в отставке А. И. Кобелева.