март 6, 2009
Андрей Никитин
Удивительное место – Алтай. Кажется, он так далек от центров, где вершатся судьбы мира, судьбы страны, где происходят важные события, принимаются глобальные решения… Но иногда и на Алтае случается нечто, что как-то все вдруг меняет.
На моей памяти таких событий было два. И оба они связаны с тем, что в людях вдруг просыпалась совесть или чувство справедливости, уж не знаю, как это назвать, и люди эти вопреки устоям, традициям, привычкам начинают бороться. Эта борьба становится такой заразительной, что в нее вовлекаются не только на Алтае, но и по всей России, и даже наши соотечественники или не соотечественники из-за границы.
Первый раз это была борьба за свободу простого сцепщика вагонов, живущего на станции под городом Бийском.
Олега Щербинского сделали виновником смерти губернатора Михаила Евдокимова и, казалось бы, наша Фемида уже вцепилась в него мертвой хваткой, как тут по всему краю, а потом и по всей стране возникло движение в поддержку этого человека. И ведь отстояли. Мало кто верил. А отстояли, Щербинский вышел на свободу благодаря гражданам. Их порыву, их воле. Благодаря активной гражданской позиции.
Теперь опять случилась на запрещенных животных. И эта история неожиданно стала вытягивать за собой другие некрасивые, несправедливые вещи – пренебрежение законом сильных мира сего, неподсудность этих людей; попытки скрыть информацию; молчание власти...
Вся эта история просто паровым катком прошлась по антикоррупционной кампании. Она настолько оказалась вредной не только обществу, но и государству, что первому вдруг стало непонятно, почему второе это не замечает. И, видя весь этот змеиный клубок несправедливостей, часть общества начала возмущаться, тогда как другие, как и в случае со Щербинским, остались в своем неверии в возможности таких же людей как они, в возможности гражданских поступков.
Все произошло совершенно случайно. Никто из сотрудников редакции сайта не предполагал, что полученная нами в Алтайских горах, на которой изображен искореженный вертолет и туши неких животных, вызовет такую бурю.
Первоначально мы поверили версии, что охотники летели стрелять в "разрешенных" горных козлов. И в первоначальном тексте заметки, где была опубликована фотография, мы написали, что это "горные козлы". Но уже в первых комментариях нас поправили, опознав в убитых "краснокнижных" архаров. И на сайт ринулись люди не только со всей страны, но и из-за ее пределов. Клубок несправедливостей, выхваченных словно прожектором историей этой охоты, стал тут же подниматься в обсуждениях свободным Интернет-сообществом и СМИ всего мира. Тема вышла за пределы "катастрофы" и за пределы Алтая.
География комментаторов, общающихся по этой теме только на нашем сайте (а прочих сайтов и других видов СМИ, поддерживающих тему незаконной охоты на архаров великое множество): от испанской Малаги до Владивостока. Москвичи, новосибирцы, горно-алтайцы, ханты-мансийцы, краснодарцы, псковичи, жители Германии и Австрии… Общественники разного толка – от экологов до автомобилистов. Люди разных политических взглядов. Разных национальностей. Разного достатка… Но ни одного равнодушного, и, как кажется, все с активной позицией гражданина.
Сейчас все это движение почем-то хотят представить то "группой борющихся за власть алтайских националистов", то какими-то "антисемитами". А поиски правды этими людьми, их справедливое желание добиться ответа от власти на вопросы: "Что это было? Будет ли так дальше? И как с этим бороться?", - отчего-то называют "истерией" и "заказной пиар-кампанией".
Сегодня в прокуратуру, к Президенту, к руководителям Госдумы и Совета Федерации люди пишут письма с просьбой, требованием дать оценку произошедшему на вип-охоте. Пишут такие обращения как отдельные граждане, так и целые организации. Собираются подписи в Интернете, на митингах. Десятки и сотни сетевых, печатных, телевизионных и радио СМИ пишут об этом уже как о факте постыдном, о факте несправедливом… И что-то двигается в нашем обществе. Чуть-чуть. Пусть еще очень и очень много тех, кто не верит в граждан и в их инициативу. Но все равно, это и есть те шажки к тому, чтобы перестать быть просто податным населением, а стать хозяевами своей страны, где чиновники – это всего лишь наемные работники, получающие зарплату из твоих налогов и отвечающие в том числе и перед тобой, как перед частью коллективного работодателя.
Я сейчас, наверное, пишу смешные для кого-то слова. Высокопарные, наивные… Ну, какими вы еще их обзовете? Но они рождаются именно тогда, когда люди пробивают лбом стену вот этого неверия. И я считаю то, что сделали граждане по защите Щербинского, то, что делают сейчас граждане по истории с вертолетом - это шаг к стране, в которой все равны перед законом. В которой и богач, и бедняк, и студент, и президент получают от закона сполна и одинаково. Шаг к стране, где людям просто стыдно сделать такое, что произошло на той охоте, а уж если они такое сделали, то хотя бы попросят прощения.