Сейчас налог на процентные доходы по банковским вкладам в России зависит от максимального значения ключевой ставки ЦБ, действовавшей на первое число каждого месяца в течение года. Об этом пишет РБК.
Налогом облагают не саму сумму депозита, а процентный доход, превышающий необлагаемый минимум. Этот минимум определяют как произведение 1 млн рублей и указанной ключевой ставки. При расчете не учитывают доходы по депозитам и счетам со ставкой не выше 1% в течение всего года, а также по счетам эскроу для покупки недвижимости.
В текущем году действуют две ставки НДФЛ: 13% для дохода до 2,4 млн рублей и 15% с суммы превышения. Сейчас ФНС предварительно собирает данные от банков по итогам года и присылает расчет налога гражданину уже на следующий год. Человек должен самостоятельно уплатить налог до 1 декабря.
Предложения Минфина по изменению правил
Минфин предложил изменить администрирование этого налога с 2027 года. Министерство готово скорректировать норму: с начала следующего года банки будут исчислять и удерживать налог по ставке 13%, а остальную сумму сбора рассчитает и доначислит Федеральная налоговая служба (ФНС). По версии Минфина, при превышении порога доходов в 2,4 млн рублей налог должен рассчитываться по пятиступенчатой прогрессивной шкале (от 13 до 22%).
Как изменится процесс уплаты
Министерство пояснило, что по итогам налогового периода ФНС доначислит сумму налога в следующем году в соответствии с прогрессивной ставкой. Ранее россияне получали уведомление от ФНС и платили налог самостоятельно.
В новой модели банки станут налоговыми агентами и будут удерживать НДФЛ сразу при выплате процентов, учитывая необлагаемый лимит. Поскольку банки не видят счета клиентов в других организациях, каждый банк применит необлагаемую базу «с нуля». Если по итогам года суммарный доход превысит лимит, ФНС пришлет уведомление о необходимости доплаты.
Новая формула расчета
Минфин также предложил изменить формулу расчета необлагаемой базы. Теперь ее величина будет зависеть от максимального значения ключевой ставки за предыдущий год, а не за отчетный. Таким образом, в 2027 году в формулу расчета попадет максимальная ключевая ставка за 2026 год — 16% годовых. Величина необлагаемой базы составит 16% от 1 млн рублей, то есть 160 тыс. рублей.
Напомним, что осенью россиянам начали приходить налоговые уведомления за прошедший период, но в этом году порядок рассылки документов заметно изменился. Главным нововведением стал автоматический электронный документооборот через государственные порталы для всех активных пользователей.
Что входит в документ
Налоговая служба самостоятельно рассчитывает суммы к уплате на основе данных из профильных ведомств.
В сводное уведомление входят транспортный и земельный налоги, платежи за недвижимость, а также налог на доходы физических лиц с крупных банковских вкладов.


