март 11, 2009
В 2009 году школьники края узнают, что такое ГИА-9, или государственная итоговая аттестация для выпускников девятых классов, в новой форме. В России ее проводят с 2004 года. В 2008-м в ней участвовали 74 края и области по семи предметам. В Алтайском крае было решено до поры до времени не загружать девятиклассников новыми проблемами. Но сейчас на федеральном уровне изучается возможность введения в течение нескольких лет ГИА-9 в качестве основной формы аттестации выпускников девятых классов. Возможно, это случится в следующем году. Чтобы не отстать от страны, край опробует новую форму.
Анна Зайкова
Николай Юртаев, начальника отдела контроля качества образования управления по образованию и делам молодежи, объясняет, что такое ГИА-9.
Предметы. В 2009 году в Алтайском крае ГИА-9 будет проводиться по двум предметам: русскому языку и алгебре.
Участники. Все школы края и все выпускники девятых классов (кроме лиц с ограниченными возможностями здоровья).
Сроки проведения. Будут установлены Рособрнадзором. Ориентировочно последние дни мая и первые дни июня.
Условия проведения ГИА-9. Не требуется перемещения выпускников в пункты проведения экзаменов за пределы школы.
Задания. Используются стандартизированные контрольно-измерительные материалы, разработанные на федеральном уровне.
Проверка. Будет проводиться специальными территориальными комиссиями, в состав которых войдут обученные эксперты. Тестовые баллы станут известны выпускникам сразу после окончания проверки работ. После компьютерной обработки протоколов с результатами будет установлена региональная переводная шкала в пятибалльную систему, по которой оценки внесут в аттестат.
Цель. Для системы образования – возможность получить объективные показатели качества подготовки выпускников. В комплексе с результатами ЕГЭ это позволит провести анализ эффективности системы образования края и выработать подходы к ее совершенствованию. Для школьников результаты экзамена могут быть использованы при приеме в профильные классы средней школы.
В апреле будут проведены бесплатные пробные экзамены по русскому языку и алгебре для всех выпускников девятых классов.
Время выполнения – 4 часа (240 минут).
Разрешается пользоваться орфографическим словарем.
Организатор проведения – педагог, не преподающий русский язык и литературу. Учитель-словесник, не работавший с выпускниками, приглашается только для прочтения текста для изложения.
Работа состоит из двух заданий с развернутыми ответами (сжатое изложение и сочинение-рассуждение), 14 заданий, где нужно дать краткий ответ, и семи заданий, где нужно выбрать ответ из четырех предложенных.
Пример задания с выбором четырех вариантов ответа:
"Укажите предложение, в котором содержится метафора.
1) Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком.
2) По крайней мере, Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, и сама девочка – тоже.
3) Было что-то удивительно милое в этой скрипичной мелодии и в том, кто ее играл, – в быстрых тонких пальцах, в дрожании волос, в задумчивых глазах и строгих бровях.
4) А будь у него свои деньги – хоть сто рублей! – он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки".
Время проведения – 4 часа (240 минут).
Разрешается пользоваться таблицей квадратов двухзначных чисел. Допускается использование справочных материалов, содержащих основные формулы. Калькуляторы не используются.
Организатор проведения – педагог из числа учителей, не ведущих математику.
Работа состоит из двух частей. Первая проверяет базовые знания курса, в ней 16 заданий разных по форме – с выбором ответа из четырех вариантов, с кратким ответом и задания на соотнесение. Вторая часть проверяет владение материалом на повышенных уровнях, в ней пять заданий из разных разделов курса, которые требуют развернутого ответа с записью решения.
Пример задания с выбором четырех вариантов ответа:
"Расположите в порядке возрастания числа: 0,0902; 0,09; 0,209.
1) 0,209; 0,0902; 0,09
2) 0,09; 0,0902; 0,209
3) 0,09; 0,209; 0,0902
4) 0,0902; 0,09; 0,209".
По информации демонстрационных вариантов экзаменационных работ для выпускников девятых классов 2009 года. Полностью можно посмотреть .
"В семье мама и папа – инвалиды второй группы, ребенок оканчивает 11-й класс. Может ли он воспользоваться какими-либо льготами при поступлении в вуз?"
Петропавловский район.
Ответ Сергея Ананьева, председателя приемной комиссии АлтГТУ:
– Нет, не может. Вне конкурса при успешном прохождении испытаний могут быть зачислены абитуриенты, у которых есть только один родитель – инвалид 1-й группы, и среднедушевой доход этой семьи ниже прожиточного минимума.
"Мой ребенок инвалид детства, находится на надомном обучении при школе № 73 Ленинского района Барнаула. Недавно завуч нам сообщила, что в этом году никаких поблажек для таких детей не будет, он должен будет сдавать ЕГЭ вместе со всеми. Неужели это правда?"
Наталья Леонидовна Набережнева, Барнаул.
Ответ Николая Юртаева:
– В документах, регулирующих порядок проведения итоговой аттестации и поступления в вузы, обозначена категория: "лица с ограниченными возможностями здоровья". Однако не определены основания для отнесения выпускников и абитуриентов с отдельными заболеваниями к данной категории лиц. Управление края по образованию и делам молодежи направило запрос в Министерство образования и науки с просьбой дать разъяснения по данному вопросу.
Газета "Свободный курс" продолжит публикации об особенностях ЕГЭ-2009. Если вам есть что рассказать, если вас мучает вопрос по теме, если вас интересует какая-то деталь, звоните нам: 8 (3852) 26-63-69, пишите .