Молчаливое меньшинство

март 12, 2009

Любят у нас слово "элита" и употребляют с удовольствием. "Элитная мебель", например. Не желаете заполучить "элитный" шкаф? Или аналогичную сантехнику? Сразу вспоминается анекдот про унитаз из драгметаллов. Впрочем, эта пошлость не случайна. Язык - это ведь отражение жизни. Наша местная элита порой выглядит ничуть не менее пошло. Это даже удивительно – серьезные вроде бы люди, а выглядят как издевательство над самими собой. Впрочем, падение стиля это еще не самое печальное. Гораздо серьезнее ущербность другого рода.

Молчание. Это можно было бы классифицировать как аутизм, если бы они не действовали при этом так активно. Ни власть, ни крупный бизнес не желают говорить с обществом. Чего бы скандального с участием элиты не произошло ь –  никаких заявлений, комментариев, информации. Простое молчание. И никаких реальных последствий для ответственных лиц. Удачи господа. Большая иллюзия думать, что никто ничего не знает. Все всё знают. Это можно узнать от любой соседки по этажу, не нужен даже интернет. Сколько бы ни кричать о другом – молчание о главном не останется незамеченным.

Вообще, я думаю, молчание это симптом. Симптом этической неполноценности. Это гораздо хуже, чем недомыслие, это недостаток фундаментальный. Можно корректировать непонимание важности этики, но нельзя корректировать её отсутствие.

Все привыкли рассуждать о власти функционально, с точки зрения экономики. Но реальная основа любой власти - мировоззрение. В основе существования и легитимности власти элиты лежит признание народом. Земля, военная сила, деньги – это важно, но не определяющее. Гораздо важнее народное признание власти справедливой.

Именно поэтому самый тревожный признак для нашего молчаливого меньшинства – молчание большинства. Массы людей могут действовать и простым отрицанием. Нарушение справедливости – угроза государству. Достаточно большинству просто "забить" на власть и её не станет. Без массовой поддержки хватит любой кучки прохвостов, чтобы изменить историю. Придут другие, история учит, что такие всегда находятся. Но урок, кажется, не усвоен.

Это даже интересно - есть ли вообще в головах нашей элиты мысль о самоограничении. Или ограничивающим принципом служит только чувство самосохранения? Странно - необходимость морального закона внутри понимали еще в древности. Кто будет сторожить сторожей – эта фраза из университетского курса латыни должна быть знакома многим, кто хоть как-то учился. Все же есть такие даже среди нашей "элиты".