март 17, 2009
Андрей Паньков 11 марта был назначен и. о. руководителя краевого Управления по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры. Специально для газеты "Ваше дело" он изложил свой взгляд на текущую работу системы поддержки малого и среднего бизнеса, а также сделал акцент на важных антикризисных мерах.
Государственная поддержка малого предпринимательства… Не ошибусь, если скажу, что споры о ее необходимости не утихают, пожалуй, с момента ее провозглашения в нашей стране и принятия первого профильного закона. И если в докризисные времена предметом обсуждения становилась сама необходимость этих мер, то сейчас все большую актуальность получает тема объемов, форм и направлений оказания господдержки.
Жизнь показала, что самому мобильному и оперативно реагирующему на конъюнктуру рынка сектору экономики поддержка все-таки нужна. И не только в части конкретной ресурсной, финансовой помощи, но также в области, в которой участие государства не исчисляется цифрами, но становится жизненно необходимым для развития бизнеса. Это ведомственные барьеры, взаимоотношения с организациями-монополистами, финансовыми структурами, крупным бизнесом; обучение и переподготовка специалистов; гарантии и преференции различным видам предпринимательской деятельности и другое.
В условиях финансово-экономического кризиса, когда малый и средний бизнес рассматриваются реальной силой, способной удерживать и сохранять экономический потенциал, открывать новые рабочие места, эта сфера деятельности, как никогда ранее, нуждается в особых лояльных подходах и условиях.
Нужно сказать, в крае осознание особой роли предпринимательства в социально-экономическом развитии региона состоялось "не вдруг и не случайно". Системная работа по развитию малого бизнеса позволила за последние три года реализовать сразу несколько крупных проектов, которые в некоторых регионах страны значатся еще на бумаге.
Алтайский край находится на первом месте среди субъектов СФО по размеру привлеченных федеральных средств на реализацию мероприятий поддержки и развития малого бизнеса. За 2006–2008 годы в сферу предпринимательства направлено 197, 6 млн. рублей федеральных средств. В Новосибирской области эта цифра составляет 170,1 млн. рублей, в Кемеровской – 111,8 млн. рублей, Томской – 172,1 млн. рублей. Наш регион по состоянию на апрель 2008 года вошел в число 16 территорий России, где количество зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. жителей превышает 300 единиц.
На последнем заседании координационного совета межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение", состоявшемся в феврале в Томске, было поддержано важное предложение. Оно касается проведения следующего выездного заседания в Алтайском крае с целью обмена опытом по вопросам поддержки предпринимательства. Без лишней скромности надо заметить, нам есть что показать. Алтайский бизнес-инкубатор, краевой Центр поддержки предпринимательства, сеть ИКЦ в городах и районах края, Алтайский гарантийный фонд, губернаторская программа подготовки кадров для малого предпринимательства – такой набор инструментов поддержки встретишь не в каждом субъекте страны. Как, впрочем, и уровень взаимодействия власти и бизнес-сообщества. Подтверждением чему являются состоявшийся XII съезд предпринимателей края и деятельность постоянного совещательного органа – Общественного совета по развитию предпринимательства при губернаторе края.
Теперь что касается настоящих и будущих действий администрации края в данном направлении. Сегодня уже внесены изменения в краевую программу государственной поддержки малого и среднего бизнеса с закреплением мероприятий, которые определены Минэкономразвития России и планом антикризисных мер администрации края. В программе появились новые моменты, например создание фонда микрозаймов, оказание грантовой поддержки начинающим предпринимателям, субсидирование части банковской процентной ставки, дальнейшее развитие Алтайского гарантийного фонда. Под их реализацию мы планируем привлечь из федерального центра более 230 млн. рублей. Объемы финансовой поддержки субъектов малого и среднего бизнеса могут быть увеличены в несколько раз, и важно, чтобы они были максимально эффективно использованы. Если говорить о грантовой поддержке, то ее можно рассматривать как некий финансовый старт-ап со стороны государства для безработных граждан, желающих открыть свое дело. Этому должно предшествовать соответствующее обучение или переподготовка. Человек должен получить основные навыки ведения бизнеса, научиться разбираться в системах налогообложения, найма персонала, спроса на продукцию и услуги.
Понятно, что посылы и решения федеральных и региональных властей ценны и работают, когда в каждом конкретном случае есть обратная реакция и восприятие на уровне муниципалитетов. То есть там, где, по сути, создается и развивается частный бизнес, крестьянско-фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства. Объективности ради должен сказать, что ситуация в этом отношении в крае далека от идеальной. Ценой многих усилий "внедрялись" ИКЦ для предпринимателей в городах и районах, инициировалось принятие муниципальных программ поддержки малого бизнеса с закреплением в них финансовых и имущественных ресурсов.
Но все же эти подвижки состоялись и будут продолжены в новых проектах. Потому что 40–60% бюджетов многих муниципалитетов составляют налоговые отчисления от сферы малого бизнеса. Потому что не помогать и не видеть проблем предпринимательства – это не напрямую, но косвенно пополнять ряды безработных. И наконец, потому что меняется психология и сама жизнь, ее ритм, экономические условия, которые еще более рельефно обозначают истинные приоритеты развития.
Глобальная встряска, в которую оказалась вовлечена вся мировая экономика, должна помочь кардинально модернизировать подходы к управлению социально-экономическими процессами, помочь малому и среднему бизнесу "обрасти" новыми трудовыми ресурсами и современными технологиями, тем самым определяя и стимулируя спрос на продукцию местного производства.
197,6 млн. рублей получил край из федерального центра на поддержку малого и среднего бизнеса за три года.