Краевые ставки транспортного налога выше федеральных

октябрь 7, 2002

В настоящее время на подписи у губернатора Александра Сурикова находится закон "О транспортном налоге на территории Алтайского края". Как и ожидалось, местные законодатели не упустили данную им возможность пожонглировать базовыми ставками, установленными Налоговым кодексом, в сторону увеличения. Однако уже сегодня слышны заявления о том, что с вступлением закона в силу налоговая нагрузка на предприятия должна снизиться.

Убийственный законопроект

По всей России транспортный налог, который идет на финансирование строительства автодорог, с 1 января 2003 года начнет действовать вместо налога с владельцев транспортных средств, а также 1%-ного оборотного налога на пользователей автомобильных дорог (напомним, что вопрос об окончательной ликвидации налога на пользователей автодорог был решен еще в 2000 году - тогда ставку этого налога снизили с 2,5% до 1% и решили сохранить его еще на два года). На Алтае депутаты краевого Совета народных депутатов задумались о необходимости принятия соответствующего регионального документа, похоже, поздновато. Местные депутаты вынуждены были спешить, поскольку принятая в июле этого года 28-я глава Налогового кодекса "Транспортный налог" предусматривает, что ставки налога определяют субъекты федераций региональным законом - причем сделать это нужно было не позднее, чем за два месяца до Нового года. В итоге законопроект "О транспортном налоге на территории Алтайского края" рассматривался на сентябрьской сессии краевого Совета народных депутатов дополнительным вопросом и был принят сразу в двух чтениях. На это, понятно, времени у законотворцев оставалось критически мало. Отметим, что первоначальный вариант, разработанный начальником "Алтайавтодора" Леонидом Хвоинским и Алексеем Легостаевым, заместителем председателя комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации края, предусматривал повышение налоговой нагрузки для автолюбителей примерно в 2,8 раза, а по некоторым транспортным средствам - в 6,25 раза. Проект закона в данном виде, который был назван "убийственным для предприятий и автовладельцев", разработчикам вынести на сессию крайсовета не удалось. После активного вмешательства депутатов Юрия Бобкова и Николая Рыжака , на сессии крайсовета обсуждался совсем иной документ.

Из пустого в порожнее

Если законопроект будет подписан Александром Суриковым в том виде, в каком его приняли депутаты, налоговая нагрузка на граждан, владеющих автомобилями, увеличится примерно в 1,8 раза. Считается, что предприятия после принятия закона только выиграют. "Единственные, кто потеряют в средствах - это физические лица, - говорит депутат краевого Совета народных депутатов Юрий Бобков, - а налоговое бремя на промышленность должно снизиться". Его поддерживает и Иван Антощенко , председатель комитета по экономической политике КСНД: "Еще до принятия законопроекта во втором чтении на заседании депутатской группы "Единая Россия - Союз промышленников" удалось подсчитать, что предприятия только выиграют". Действительно, с учетом отмены 1%-ного налога на пользователей автодорог, который вымывал у предприятий оборотные средства и тормозил их развитие, даже повышенные ставки транспортного налога выглядят вполне приемлемыми. Не обрадуются, пожалуй, только предприятия с большим автопарком и низкими оборотами. Так, расчеты, сделанные на примере Заречного автотранспортного предприятия, работающего в городе Бийске, показали, что при еще существующем положении вещей эта организация выплачивала в виде налогов 14,9 млн. рублей, а в 2003 году эта сумма превысит 17 млн. рублей.

Впрочем, не все так однозначно. На самом деле, решив отменить оборотный налог, федеральная власть сразу задумалась о том, чем придется компенсировать многомиллионные потери государственной казны. И здесь эксперты называют несколько рычагов, с помощью которых государство будет компенсировать поблажку, данную предприятиям. Причем это отразится на самих же предприятиях, владеющих автомобильным парком. В первую очередь это увеличение акцизов на бензин и повышение стоимости энергии. Также будут предприняты шаги, которые коснутся абсолютно всех россиян. Например, грядущий рост акцизов на пиво специалисты непосредственно связывают с отменой налога на пользователей автодорог, кстати, последнего оборотного налога в России.

А стоит ли игра свеч?

Дотошные юристы уже нашли пробел в законодательстве и советуют руководителям предприятий до конца года вообще не платить налог на пользователей автодорог. Объясняется эта позиция следующим образом. В Законе № 110 "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ" говорится, что транспортный налог вводится 1 января 2003 года. В то же время в другой статье этого закона предусматривается исключение последнего оборотного налога из российского законодательства не с нового года, а через месяц после официального опубликования закона № 110, то есть 31 августа. Как видим, пробел составляет ни много ни мало четыре месяца. Впрочем, руководители барнаульских предприятий, с которыми нам удалось поговорить на эту тему, смотрят на подобные рекомендации специалистов из консалтинговых фирм весьма скептически. "Проще заплатить этот налог, чем тратить деньги на судебные тяжбы с налоговыми органами. Ведь налоговики, явно, думают иначе", - примерно так рассуждают директора компаний. И, как выяснилось, рассуждают, верно. "Транспортный налог вводится только в следующем году, поэтому оборотный мы до сих пор собираем. Есть Закон "О дорожных фондах" и сейчас мы руководствуемся именно им. Так что готовы судиться с любым неплательщиком", - сообщили нам в УМНС РФ по Алтайскому краю.

В отличие от налоговиков, которые, как видно, имеют довольно четкую позицию, чиновники краевой администрации, так или иначе имеющие отношение к новому закону, не уверены, что губернатор подпишет документ в том виде, в каком он поступил из КСНД. Во всяком случае, именно это нам сообщили в пресс-службе администрации и комитете по транспорту и связи, где мы безуспешно попытались получить текст законопроекта. Мы же в свою очередь не уверены, что введение закона, вокруг которого краевые чиновники не понятно для чего пытались возвести ореол таинственности, мало, что изменит на избитых алтайских дорогах. Думаем, с нами согласится и один из "отцов" законопроекта, глава "Алтайавтодора" Леонид Хвоинский , который на сессии крайсовета заявил, что транспортный налог не компенсирует и трети бюджетных потерь после отмена оборотного налога. Так что, как минимум одну из двух основных российских бед, наверное, придется решать другим способом.

Павел Демин.