март 18, 2009
Дискутируют о месте сельхозмашиностроения в нашей экономике давно. Новый импульс дискуссия получила с началом разработки межрегиональной инновационной программы "Аграрное машиностроение". Эксперты "Свободного курса" уверены: даже несмотря на протекцию государства, которую так жаждут получить производители сельхозтехники, серьезного прорыва отрасли в ближайшие годы сделать не удастся.
Чтобы в Сибири научились делать технику мирового уровня, нужны качественный рост и деньги на инновации.
Анна Зайкова
– Только одно предприятие в Сибири – Красноярский завод комбайнов – может похвастаться соответствием своего производства международным стандартам ISO, – констатировал Виктор Альт, ученый из Новосибирска, на одном из совещаний по программе "Аграрное машиностроение".
Однако до качества, которое гарантируют зарубежные бренды, продукция завода недотягивает. Сертификат ISO распространяется только на сборочное производство, но комплектующие и электронику завод вынужден покупать у сторонних производителей.
– Если говорить о тракторах, реальной альтернативы высокопроизводительной западной технике у нас делать еще не научились, а давно пора, – заметил в беседе с "СК" Александр Балаков, глава одного из фермерских хозяйств края. – При отсутствии разного рода пошлин и более низкой цене она бы пошла на ура.
Да, один трактор New Holland стоит раз в пять дороже машин, серийное производство которых налажено в крае. Но превосходит их по производительности… почти в десять раз. При восьмичасовой смене норма для отечественных аналогов трактора T-402 – 21 га. Высококлассный механизатор на нем может перевыполнить норму где-то на треть. Но в каком состоянии он вывалится из кабины... Иностранному "пахарю", оснащенному GPS-навигацией, кондиционером и прочими благами, при работе в две смены и 250 гектаров по плечу, пояснил Балаков.
– При умеренно-оптимистическом сценарии развития ситуации в экономике в 2009 году хозяйствам Сибири потребуется порядка 8 тысяч тракторов, 3 тысяч зерноуборочных и почти тысяча кормоуборочных комбайнов, – прогнозирует Виктор Альт. Однако значительную часть техники приобретают у "не наших" производителей. Деньги уходят из края. Где сибирским машиностроителям взять столь необходимый им инновационный капитал?
По словам ученого, предприятия Сибири способны закрыть всего 5% спроса на тракторы и комбайны. Более благоприятна ситуация с почвообрабатывающей и посевной техникой – здесь мы можем закрыть порядка 30–40% внутреннего спроса.
– Многое упирается в производственно-техническую базу наших производителей, – считает Владимир Бородин, декан инженерно-экономического факультета АлтГТУ. – Чтобы делать новую, конкурентоспособную технику, нужны качественный рост, существенная модернизация производства.
Наглядным примером такого качественного роста могут служить проекты, развиваемые "СЭУС-Агро" на Павловском ремзаводе и Рубцовским заводом запасных частей, отмечает Бородин. Эти предприятия ставят современное оборудование, позволяющее вывести производство на более высокий уровень.
Ученые и чиновники почти в один голос говорят: в Сибири должен быть свой сельхозтрактор шестого – восьмого класса, способный работать с широкозахватными комплексами. И такой проект у нас есть. Лет двадцать назад модель Т-250 рубцовского завода "Алттрак" сравнивали не иначе как с самым мощным и производительным американским сельхозтрактором Challenger. Несколько лет назад к идее создания такого трактора на Алтае вернулись – уже в новой модификации.
– Чтобы начать производство А-600, нужно серьезно модернизировать производство, – пояснил Александр Субботин, замдиректора завода "Алттрак". – Такая программа у нас есть, но чтобы ее реализовать, нужна прибыль.
Определенные надежды на "Алттраке" связывают с возможностью крупных поставок в Туркменистан, но, как заметил Субботин, даже при благоприятном развитии ситуации завод сможет начать штучное производство своего флагмана только в 2010 году.
– Модель, которую на "Алттраке" собираются запустить в производство, остается актуальной, – комментирует Владимир Беляев, завкафедрой сельхозмашин АГАУ. – По своим параметрам сегодня этот трактор мог бы быть востребован. Чтобы он был по-настоящему конкурентоспособным, он должен не уступать зарубежной технике по надежности и условиям труда для механизатора. А с этим у отечественного производителя всегда проблемы.
Американский концерн John Deere на инновации и научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки тратит порядка 1 млн. долларов ежедневно. Российский концерн "Тракторные заводы" (включает Красноярский завод комбайнов, Алтайский моторный завод и др.) за девять месяцев прошлого года на инновации, конструкторские разработки и перевооружение производства затратил порядка 2,2 млрд. рублей (т.е. около 8 млн. рублей в день).
Самой действенной формой поддержки производителей конкурентоспособной сельхозтехники мог бы стать крупный заказ со стороны Минсельхоза или ГУСХ края. Найти и адаптировать к местным условиям любой образец, а потом наладить его выпуск у себя в регионе – не такая уж и большая проблема. У нашего завода есть опыт бенчмаркинга* зарубежной почвообрабатывающей техники. Этим путем сегодня идут многие предприятия.
В качестве точек роста на Алтае я вижу тракторостроение, а также производство почвообрабатывающей и посевной техники. У нас в крае выпускают недорогие посевные и почвообрабатывающие комплексы, которые могут быть востребованы сельхозпроизводителем. И здесь, я думаю, нам нужен здоровый протекционизм со стороны государства – налоговые льготы и разного рода преференции для производителей конкурентоспособной техники. Неплохо было бы увеличить дотации и льготы по лизингу для тех, кто ее покупает.
* Бенчмаркинг – процедура поиска, анализа и внедрения в практику работы фирмы технологий, стандартов и методов работы лучших (первоклассных) организаций-аналогов.