март 20, 2009
Пока Ольга Кузьмичева – единственная в Барнауле, кто шьет плюшевых медведей для кукольных выставок и фестивалей, для продажи, для друзей. Ее знают в городах Сибири, а ее мишки разъехались по всей стране, один даже "служит" на подводной лодке: девушка подарила мишку на память своему жениху, когда он уходил в армию. Своих медвежат Ольга называет Heart friend — "друг сердца". Мастер рассказала корреспонденту "Ч!Г" о своем увлечении и об одной из самых популярных в мире игрушек.
— Я шью игрушечных медведей, их еще называют Тедди, всего два года, с января 2007-го. Первую игрушку сшила на Рождество в подарок. Что послужило толчком к моему увлечению? Наверное, любовь к медведям — я их просто обожаю! Вообще люблю животных, у меня дома живут несколько собак и кошек.
При этом я довольно занятой человек — преподаватель, парикмахер, занимаюсь домашними делами. Знакомые удивляются: когда все успеваю! Когда я шью, отдыхаю. Но это не такая уж безделица, а сложная, скрупулезная работа.
Медведь – просто звезда кукольного мира. Не уточки, например, и не зайчики. Писатель Даниил Андреев говорил, что медведь —
обожаемая многими с детства игрушка, мы наслаиваем на него все свои детские воспоминания, и он становится живым.
Страстными поклонниками медведей были Марина Цветаева и Фаина Раневская. Английский принц Чарльз также интересуется ими. Игрушечный медведь дрейфовал в экспедиции полярников-челюскинцев: среди них была женщина-океанолог, ей подарили большого медведя, которого она взяла с собой, и медведь переносил вместе с ней все тяготы полярной жизни. Лучшая характеристика игрушке – это строчка из Агнии Барто: "Все равно его не брошу, потому что он хороший". Действительно, он хороший — и все, а почему хороший – это второй вопрос.
Однажды на красноярской выставке ко мне подошел технический работник, пожилой мужчина, и спросил: "А правда, что они живые?" Я ответила ему: "Если скажу, что они живые, конечно, это будет неправда, а если скажу, что неживые, тоже обману". Мне кажется, все-
таки мои медведи действительно "одушевленные".
Сейчас плюшевый медвежонок, скорее, не игрушка, а авторская кукла, жанр в кукольном искусстве. На Западе это целый культ –
там есть специальные магазины, выставки, ярмарки, в Германии даже существует медвежий колледж, где можно получить диплом дизайнера плюшевого мишки. Сейчас культура Тедди постепенно приходит и в наш город.
Кукла – это стильно и современно, но ей нужно особое пространство в доме, ее личное место. Медведю же удобно везде – хоть на полке, хоть на столе, хоть на подоконнике.
— Медвежонок начинается с того, что возникает образ в голове. Я шила и шикарных барышень с бантами, и милых мальчиков в матросках, и есть у меня даже японская гейша. Образы могут возникать сами по себе, а можно подсмотреть их где-нибудь.
Я шью классических мишек, под старину, этот стиль называют "антик". Чтобы медведь тянул на 50-летний возраст, игрушку "старят": поджигают, рвут, трут наждаком, режут ножиком, чтобы была иллюзия старины. Но мне, правда, жалко так издеваться над медведями. Как я ни стараюсь, у меня получаются милые игрушки, такие, которых все помнят с детства.
Основной материал — искусственный мех, главное – он должен быть приятным на ощупь. Хотя настоящих Тедди шьют из мохера –
это тоже ненатуральный мех, но ворс у него из натуральной козьей шерсти, а основа искусственная. Небольшой кусочек такого мохера стоит 1,5 тысячи рублей! Я не могу себе позволить такой материал. Некоторые игрушки шью даже из обивочной мебельной ткани. А больше всего я люблю их одевать – платья шить. При этом все делаю только руками.
— Я любитель, а не профессионал. Для меня это не развлечение, но и не предмет коммерческого обогащения. Конечно, медведь ручной работы – дорогая игрушка. Это ценность, семейная реликвия, такой мишка передается по наследству. Чтобы он пережил все невзгоды, его нужно беречь. На многих экземплярах даже пишут: "Не является игрушкой для детей". У каждого есть свой паспорт: имя, дата рождения, из чего сделан, в каком количестве, данные автора. Я в каждого мишку вставляю атласное сердце. Людей это страшно умиляет! Помимо этого, у каждого медвежонка есть аксессуар в виде сердечка – кулончик, брошка или пуговка.
Любой автор хочет, чтобы его работы ценили, видели, любовались ими. Мне нужно, чтобы мои игрушки "ушли" к кому-нибудь. Часто мне заказывают знакомые и друзья в подарок для себя или детей. Я не жалуюсь, что я не востребована. Но пока я одна в городе. Хочется, чтобы со мной разделили мое увлечение. Как я ни пытаюсь найти в Барнауле людей, которые увлечены тем же, ничего не получается.
А еще я хотела бы организовать выставку "Мишка моего детства", чтобы люди принесли свои старые игрушки и показали их посетителям.