март 25, 2009
Да, и в кризис случаются приятные сюрпризы. Если в январе минимальный тариф для полета в Москву был не ниже 14 тысяч рублей (а по факту редко удавалось приобрести билеты дешевле 20 тысяч), то весной спокойно можно улететь по ценам двухлетней давности – за 7–10 тысяч. Для сравнения: это цены поездки в оба конца в плацкартном поезде. Более того – теперь полеты из Барнаула дешевле, чем из соседнего Новосибирска. Раньше авиабилеты из центра округа традиционно стоили меньше.
Цены на билеты падают не только в Барнауле, но и во всем мире.
Олег Богданов
Главным локомотивом снижения цен местные эксперты единодушно называют авиакомпанию UTair, которая в феврале вышла на барнаульский рынок. Компания из Сургута занимает третье место в России по количеству перевезенных пассажиров (более 3,225 млн. пассажиров в 2008 году) и имеет амбиции укрепить свои позиции на рынке. Одним из главных козырей в конкурентной борьбе знатоки рынка называют близость компании к нефтяному гиганту "Сургутнефтегаз", что дает авиаторам подушку безопасности и соответственно возможность удерживать низкие цены. Что сумели увидеть и жители края: UTair предложил билет до Москвы и обратно за 6990 вместе со сборами.
Конкуренты называют это не иначе как демпингом, но в самой компании дают другую формулировку.
– "ЮТэйр" является классическим авиаперевозчиком и применяет на рынке широкую тарифную линейку, чтобы охватить максимально возможную аудиторию, – объяснил "СК" принципы тарифной политики Юрий Мушихин, начальник службы по связям с общественностью UTair.
Чтобы не потерять клиентов, остальные перевозчики тоже были вынуждены снизить цены, описывает дальнейшее развитие событий Екатерина Зырянова, руководитель отдела маркетинга компании "Авиафлот".
Итог: "Аэрофлот" в марте предлагал билеты в оба конца за 7990, "Сибирь" – за 9040.
Не только в Барнауле
Обострившаяся конкуренция – не единственная причина подешевевших билетов. Обратите внимание на цены в других городах Сибири (см. таблицу): в большинстве из них цены снизились и без прихода нового игрока.
– Снижение цен – не только всероссийская, но и мировая тенденция, – объясняет Игорь Голубев, аналитик НОМОС-БАНКа (Москва).
Посетители туристических интернет-форумов уже второй месяц в восторге: например, в марте можно было заказать билеты в Венесуэллу за 18 тысяч рублей вместо обычных 60. Похожая ситуация и на других международных направлениях.
И это не просто весенние акции – снизилась сама себестоимость перелетов. С начала кризиса цена на нефть упала более чем в три раза. Авиакеросин подешевел, и авиаперевозчики либо снизили топливный сбор, либо на некоторых направлениях вовсе отменили.
Дополнительной мотивацией для авиакомпаний стала существенная стагнация рынка авиаперевозок. Игорь Голубев приводит следующие цифры: пассажиропоток в феврале 2009-го снизился на 26,4%.
– Показатели по пассажиропотоку недотягивают даже до прошлого года и на местном рынке, – подтверждает Екатерина Зырянова.
Все это заставило авиаперевозчиков взять курс на снижение. Но пассажиров больше не становится: по заверению очевидцев, лайнеры в Москву иногда летают полупустыми.
Пока дно падения цен пройдено – цены на перелеты в апреле по сравнению с мартом у "Сибири" и "Аэрофлота" незначительно подросли.
Сохранят ли перевозчики такие низкие тарифы до лета?
– В летний сезон изменений тарифов не ожидается, они останутся на прежнем уровне, – уверила "СК" Ирина Коваленко, пресс-секретарь S7 Airlines.
Представители UTair дали понять, что дешевые билеты будут, но в меньшем количестве.
– В низкий сезон авиакомпания продает больше билетов по дешевым тарифам, чем в высокий. В высокий же сезон места по дешевым тарифам выкупаются заблаговременно, – ответили в компании.
Пресс-служба "Аэрофлота" не стала комментировать тарифную политику своей компании.
Впрочем, нынешняя ситуация, возможно, временный подарок от кризиса. На самом деле авиационный рынок сейчас серьезно лихорадит: проблемы с долгами испытывает "Сибирь", меняется руководство в "Аэрофлоте", банкротятся топливные дилеры. Наконец, создается государственный авиагигант "Росавиа".
По мнению Игоря Голубева, все это приведет к тому, что рынок станет существенно более консолидированным и распределится среди четырех-пяти компаний, основу которых будут составлять государственные авиаперевозчики.
Результат? "В условиях отсутствия достаточной конкуренции пассажиров могут ждать падение уровня сервиса и рост цен на авиабилеты", – дает неоптимистичный прогноз наш эксперт.
6 990 – минимальный тариф в направлении Барнаул – Москва – Барнаул.
Пока снижаются тарифы, растут комиссии. Так, в новом году S7 стали брать сервисный сбор при оплате пластиковой картой. Для Visa – это 2% от суммы покупки, для Master Card – 2,5%, для American Express – 3,8%.
Еще более странную комиссию недавно стало брать одно из барнаульских агентств по продаже билетов. Так, за билеты UTair взимается комиссия в 2000 рублей, за S7 и "Аэрофлот" – 1000 рублей. Сотрудники авиакасс причиной называют якобы отмену агентских вознаграждений от авиаперевозчиков. Однако в S7 это отрицают, в UTair пообещали провести "соответствующую работу" с агентствами Барнаула.