апрель 3, 2009
Приветствую всех любителей скорости и преданных фанатов "Формулы–1". В минувший уикенд состоялось событие, которого мы все так долго ждали (почти пять месяцев длилось межсезонье), – в Мельбурне (Австралия) на трассе Альберт-Парк стартовал юбилейный шестидесятый чемпионат мира по автогонкам в классе "Формула–1".
Организаторы подготовили болельщикам и командам достаточно революционных новшеств, носящих технический аспект. Для первых они скорее всего будут приятными, так как позволят придать гонкам больше зрелищности, а вот последним они доставят еще (если уже не доставили) немало хлопот по ходу чемпионата.
Возьмем, к примеру, аэродинамику. На болидах сезона-2009 она была полностью пересмотрена. Теперь вместо размашистого заднего антикрыла устанавливают более узкую конструкцию, зато передний спойлер перестал быть неподвижным. По ходу гонки пилот может самостоятельно изменять угол атаки в пределах шести градусов, тем самым увеличивая или уменьшая прижимную силу. В комплексе подобные меры заметно снизили прижимную силу автомобилей (по некоторым данным на - 50%). А раз так, то и скорости должны были бы, по идее, снизиться, как изначально задумали организаторы в угоду более плотной борьбы. Но ничего подобного не произошло. Инженеры "конюшен" сумели отыграть большую часть потерь и тем самым наделить новые болиды практически той же скоростью, что и у машин прошлогодней конфигурации. Это подтверждает итоговый протокол квалификационных заездов. Разрыв между пилотами первой десятки составил около секунды. Немалую роль также сыграл возврат сликов. С нынешнего года они стали единственно возможным видом покрышек.
Еще одно новшество - командам разрешили (пока что не обязали) использовать систему рекуперации кинетической энергии (KERS), дающую значительную прибавку мощности (по разным данным - от 60 до 80 лошадиных сил) в короткий временной промежуток. Работает система следующим образом. При каждом торможении в пространство выбрасывается невероятное количество дармовой энергии. Но до нынешнего года она просто рассеивалась в окружающей среде в виде тепла. Понимая это, инженеры нашли способ использовать ее в интересах команды. С помощью аккумулятора ее можно накапливать, а затем использовать. В итоге, имея приличный запас дополнительной мощности, гонщик может гораздо быстрее совершить обгон. Но есть в этом вопросе и сторонники, и противники. Почему? Во-первых, подобная система имеет немалый вес. А раз так, то оптимизировать баланс болида стало гораздо сложнее. Во-вторых, некоторые пилоты высказали свое недовольство из-за отсутствия у них подобного "мощностного бонуса". И, наконец, в-третьих, KERS - удовольствие не самое дешевое. А в разгар финансового кризиса не каждому по силам плотно заниматься подобными вещами.
Еще нельзя не упомянуть про искусственное ограничение максимальных оборотов двигателей на 1000 об./мин. Теперь вместо пиковых 19 тысяч моторы крутятся до 18. Это позволило командам-аутсайдерам хоть как-то приблизиться к лидерам в плане пиковой мощности.
Но вернемся к гоночному уикенду. Пятничные свободные заезды (теперь они отчасти заменяют тесты) запомнились блестящим временем Нико Росберга. Кстати, в субботу утром ему также не было равных.
А вот в квалификации тон задавал уже не немец, а (вы не поверите) хорошо знакомые нам ветераны - Дженсон Баттон и Рубенс Барикелло, так разочаровавшие своих болельщиков в прошлом сезоне. Британец и бразилец – призовые пилоты новообразованной команды Brawn GP (в прошлом Honda), на болидах которой установлены мерседесовские моторы, под орех разделали всех остальных. Чем сильно удивили гоночное сообщество. Ведь еще пару месяцев назад у них не было абсолютно никакой уверенности в продолжении карьеры в качестве призовых гонщиков F1. Дело в том, что в конце прошлого года Honda объявила об уходе из чемпионата, сославшись на дороговизну участия в нем. И если бы не Росс Браун (в прошлом стратег Ferrari), ставший ее совладельцем на пару с Ником Фраем, не видать бы этим двум профессиональным пилотам формульного штурвала как своих ушей.
За представителями Brawn GP на стартовой прямой выстроились Себастьян Феттель, Роберт Кубица, Нико Росберг, Тимо Глок, Фелипе Масса, Ярно Трулли, Кими Райкконен и Марк Уэббер. А где чемпион мира? Ему не повезло. Перед началом второй квалификационной сессии на его машине вышла из строя коробка передач. Так что продолжить борьбу за право стартовать с первой позиции он не имел никакой возможности. Кроме того, после замены неисправного узла ему предстояло начать Гран- при с последней позиции, если бы не одно но. Диффузоры болидов Toyota во время технической инспекции не соответствовали техническим нормативам. Как следствие результаты Трулли и Глока были аннулированы, а пилотам японской команды пришлось стартовать с пит-лейна, то есть 19 и 20.
На старте замешкался Рубенс Барикелло, чем поспешили воспользоваться соперники. Бразильцу подобный "сон" стоил четырех позиций. Войдя в первый поворот, он умудрился столкнуться с Марком Уэббером, болид которого зацепил еще несколько машин. В итоге медлительность Рубенса стоила Хейки Ковалайнену гонки (его болид после столкновения с бразильцем вышел из строя). Но на этом злоключения для самого опытного участника чемпионата не закончились. Спустя некоторое время он врезается в машину чемпиона 2007 года Кими Райкконена. В результате удара на Brawn GP отваливается элемент переднего оперения.
Далее на трассе продолжалась равная борьба. Дженсон Баттон не упускал первой позиции и стремительно удалялся от преследовавшего его Феттеля. Тем временем Льюс Хэмилтон уверенно пробивался в очковую зону, и это притом, что действующий чемпион мира стартовал с 18-й позиции!
Эффектную аварию подарил зрителям Казуки Накаджима, разбивший под списание свой автомобиль. Японец сильнее, чем нужно, нажал на газ, выходя из поворота. Его болид потерял управление и врезался в стену безопасности. На трассе появился пейс-кар, сведя старания лидера на нет. Гонщики, выстроившись друг за другом, так и прокатались пару кругов.
Сразу после рестарта в первом вираже вылетает Нельсон Пике. Баттон вновь взвинчивает темп и привозит Феттелю пару, а потом и пяток секунд. Ближе к концу дистанции по техническим причинам сходит Фелипе Масса, а Кими Райкконен по касательной задевает отбойник. Несмотря на это, финн не покидает заезда и продолжает гонку.
Ключевым и наиболее драматичным моментом в австралийской гонке стало столкновение Роберта Кубицы и Себстьяна Феттеля за четыре круга до взмаха клетчатого флага. Перед аварией поляк шел на третьей позиции и уже чуть было не обогнал юного немца, как в одном из поворотов их траектории пересеклись. Потеряв аэродинамические элементы, оба болида стали плохо слушаться. В результате этого гонщики финишировали в отбойниках безопасности.
На трассе во второй раз появился пейс-кар. Тем временем Кими Райкконен (сказываются последствия удара и неисправность дифференциала) сходит с дистанции, но попадает в итоговую классификацию, расположившись на 16-й позиции. Болиды, ведомые машиной безопасности, сгруппировались за ней и финишировали в том порядке. Такого плотного финиша чемпионат не видел уже давно (если вообще видел). Между первым и последним финишировавшим пилотом разрыв составил семь с хвостиком секунд.
В итоге победа в Гран-при досталась Дженсону Батону, ставшая второй в карьере британца. Вторым стал его напарник по команде. Невероятный успех. Такого в истории F1 еще, наверное, не было, чтобы команда-дебютант в свой первый гоночный уикенд сумела выиграть и квалификацию, и сам заезд (хотя подобный случай все же был в далеком 1954 году, когда команда Mercedes впервые вышла на старт чемпионата и одержала победу). Воистину настоящая гоночная сенсация!
Что касается антирекордов, то Скудерия Ferrari впервые с 1992 года не получила зачетных баллов в первом Гран-при сезона.
Третью позицию отстоял Ярно Трулли (после гонки он был ее лишен за обгон под желтым флагом Льюиса Хэмилтона и, получив штраф в 25 секунд, переместился на 12-ю позицию). Таким образом, британец, стартовавший с предпоследнего ряда, пробился, правда, виртуально на подиум первой гонки сезона.
P.S. Следующий гоночный уикенд пройдет 3-5 апреля в Малайзии на трассе Сепанг. Сумеют ли команды извлечь урок из произошедшего с ними в Австралии? Станут ли пилоты более осторожными? На эти и многие другие вопросы мы, несомненно, получим ответы по ходу чемпионата. А пока его лидером становится команда-дебютант Brawn GP. Отличное и непредсказуемое начало сезона.