Что мешает нашим крестьянам объединить науку и производство?

апрель 2, 2009

Идея создания информационно-консультационного центра для крестьян витает в воздухе с конца девяностых. Однако до сих пор реализовать ее так и не удалось. Сегодня рынок консультационных услуг для сельхозпредприятий представлен коммерческими фирмами и хозрасчетными подразделениями профильных научных учреждений. Между тем в ряде регионов России уже действуют инновационные консалтинговые центры. Такую меру, в частности, предусматривает госпрограмма по развитию АПК.

На Бога надейся, но консультантов слушайся.
Анна Зайкова

Мозговой штурм

Как стало известно, предложения о возможном участии в создании регионального ИКЦ для сельхозпредприятий в краевую администрацию уже поступили от Алтайского аграрного госуниверситета (проф. Беляев и Эленшлегер), а также от одной из агроснабженческих фирм.

– В конце марта мы подготовили и отправили на имя губернатора края письмо, где изложили наше видение ИКЦ и инновационной деятельности, – рассказал Владимир Беляев, зав. кафедрой сельхозмашин Алтайского аграрного госуниверситета. – Предлагаем организовать такой центр именно на базе нашего университета.

Если это произойдет, то у кафедры появится возможность организовать сеть опытных станций в каждом районе края и вырабатывать рекомендации по настройке и эксплуатации комплексов любых современных сельхозмашин.

Впрочем, Александр Вайс, исполнительный директор Союза крестьянских и фермерских хозяйств (формирований), заметил, что в прошлом году обсуждалась мысль о возможности создания ИКЦ для крестьян на базе Союза. Такой центр сегодня уже действует в Татарстане. И финансируется он за счет бюджета и средств самих фермеров.

Краевые власти пока не озвучивают своего видения, каким должен быть ИКЦ для села. Однако, как заметил наш источник в администрации края, если такой центр будет создан, то, скорее всего, это будет автономное учреждение. Только на этих условиях из федерального бюджета хозяйства смогут получать субсидии на оплату консалтинговых услуг.

Сами с усами

Сегодня же, внедряя новые технологии, крестьяне вынуждены либо довольствоваться собственным опытом, либо раскошеливаться на платные консультации. А платить за это одни не хотят, другие не могут.

По словам Владимира Беляева, за десять лет работы по оказанию хозрасчетных услуг ему удалось заключить договоры лишь с 30 сельхозпредприятиями края. Как заметил Андрей Эленшлегер, директор компании "Инновация", его фирма за то же время заключила пордяка 50 договоров.

Если брать общее число коллективных и фермерских хозяйств (порядка 5600 хозяйствующих субъектов. – Прим. ред.), то число заключивших договоры с консалтинговыми организациями – несколько процентов, считают эксперты.

В то же время профессор Беляев в последние годы отмечает почти лавинообразный рост количества желающих получить бесплатную консультацию.

– Ежедневно ко мне поступало по нескольку звонков и приходили по три-четыре посетителя, – рассказал он.

Цена опыта

Стоимость годового обслуживания по договору на оказание консультационных услуг варьируется в пределах нескольких десятков тысяч рублей. А услуги экспертов из-за рубежа, были и такие прецеденты в крае, могут обойтись в 50 тысяч долларов в год. Примерно столько же составляет годовой договор со специалистами компании De Laval. Но хозяйств, способных позволить себе такие затраты, единицы.

Однако затраченные деньги при соблюдении рекомендаций консультантов, как правило, окупаются. К примеру, в большинстве хозяйств, которые прибегали к их помощи, урожайность пшеницы на протяжении ряда лет превышала среднекраевые показатели почти на 10 центнеров с гектара. А кое-кто, например Владимир Устинов, глава КФХ из Косихинского района, подобрался к 28 центнерам с гектара в среднем.

Сам Устинов утверждает, что таких результатов он достиг во многом благодаря бизнес-плану, в котором на несколько лет вперед были расписаны все этапы технического перевооружения хозяйства.

– Комплекс зарубежной техники для полного цикла сельхозработ стоит порядка 40–50 миллионов рублей, но в случае неправильного подбора одного из элементов убытки могут быть несопоставимыми с полученным эффектом, – считает фермер.

То же самое касается и показателей в животноводстве. Заключив договор на консультации, некоторые хозяйства в течение года прибавили по тонне молока на одну среднестатистическую корову.

Между тем специалисты и руководители агрофирм утверждают, что разовыми консультациями при работе с инновациями почти ничего не добьешься. Так, по словам Сергея Головина, главного агронома хозяйства "Орбита", входящего в компанию "СЭУС-Агро", при внедрении технологии "No Till" (от англ. "не пахать". – Прим. ред.), ощутимые результаты можно получить лишь через несколько лет.

– В Канаде "No Till" внедряли 20 лет, а получили прибавку урожайности всего в 10% – с 20 до 22 центнеров с гектара, – констатирует Владимир Беляев. 

Мнения

Виталий Добрынин,
вице-президент Алтайского регионального фонда науки "АНИТА":

Лично я считаю, что если ИКЦ для крестьян будет создан с подачи какой-либо фирмы, то существует опасность, что он превратится в средство лоббирования чьих-либо коммерческих интересов. У нас сегодня достаточно структур для оказания консультационных услуг аграриям, нужно лишь смотреть по сторонам, думать головой и не бояться инвестировать в инновации.

Владимир Бородин,
декан инженерно-экономического факультета АлтГТУ:

На мой взгляд, Главное управление сельского хозяйства должно заниматься не только сбором статистики и управлением сельхозпроизводством, но и осуществлять функции консалтинга. С этих позиций и нужно корректировать эту работу.

Справка

Информационно-консультационные центры по вопросам технического перевооружения были созданы в ряде европейских регионов России при участии немецких специалистов еще в 1998 году. Подобная структура действует при Алтайском институте повышения квалификации работников АПК с 2003 года. Услуги оказываются на хозрасчетной основе.