апрель 2, 2009
Идея создания информационно-консультационного центра для крестьян витает в воздухе с конца девяностых. Однако до сих пор реализовать ее так и не удалось. Сегодня рынок консультационных услуг для сельхозпредприятий представлен коммерческими фирмами и хозрасчетными подразделениями профильных научных учреждений. Между тем в ряде регионов России уже действуют инновационные консалтинговые центры. Такую меру, в частности, предусматривает госпрограмма по развитию АПК.
На Бога надейся, но консультантов слушайся.
Анна Зайкова
Как стало известно, предложения о возможном участии в создании регионального ИКЦ для сельхозпредприятий в краевую администрацию уже поступили от Алтайского аграрного госуниверситета (проф. Беляев и Эленшлегер), а также от одной из агроснабженческих фирм.
– В конце марта мы подготовили и отправили на имя губернатора края письмо, где изложили наше видение ИКЦ и инновационной деятельности, – рассказал Владимир Беляев, зав. кафедрой сельхозмашин Алтайского аграрного госуниверситета. – Предлагаем организовать такой центр именно на базе нашего университета.
Если это произойдет, то у кафедры появится возможность организовать сеть опытных станций в каждом районе края и вырабатывать рекомендации по настройке и эксплуатации комплексов любых современных сельхозмашин.
Впрочем, Александр Вайс, исполнительный директор Союза крестьянских и фермерских хозяйств (формирований), заметил, что в прошлом году обсуждалась мысль о возможности создания ИКЦ для крестьян на базе Союза. Такой центр сегодня уже действует в Татарстане. И финансируется он за счет бюджета и средств самих фермеров.
Краевые власти пока не озвучивают своего видения, каким должен быть ИКЦ для села. Однако, как заметил наш источник в администрации края, если такой центр будет создан, то, скорее всего, это будет автономное учреждение. Только на этих условиях из федерального бюджета хозяйства смогут получать субсидии на оплату консалтинговых услуг.
Сегодня же, внедряя новые технологии, крестьяне вынуждены либо довольствоваться собственным опытом, либо раскошеливаться на платные консультации. А платить за это одни не хотят, другие не могут.
По словам Владимира Беляева, за десять лет работы по оказанию хозрасчетных услуг ему удалось заключить договоры лишь с 30 сельхозпредприятиями края. Как заметил Андрей Эленшлегер, директор компании "Инновация", его фирма за то же время заключила пордяка 50 договоров.
Если брать общее число коллективных и фермерских хозяйств (порядка 5600 хозяйствующих субъектов. – Прим. ред.), то число заключивших договоры с консалтинговыми организациями – несколько процентов, считают эксперты.
В то же время профессор Беляев в последние годы отмечает почти лавинообразный рост количества желающих получить бесплатную консультацию.
– Ежедневно ко мне поступало по нескольку звонков и приходили по три-четыре посетителя, – рассказал он.
Стоимость годового обслуживания по договору на оказание консультационных услуг варьируется в пределах нескольких десятков тысяч рублей. А услуги экспертов из-за рубежа, были и такие прецеденты в крае, могут обойтись в 50 тысяч долларов в год. Примерно столько же составляет годовой договор со специалистами компании De Laval. Но хозяйств, способных позволить себе такие затраты, единицы.
Однако затраченные деньги при соблюдении рекомендаций консультантов, как правило, окупаются. К примеру, в большинстве хозяйств, которые прибегали к их помощи, урожайность пшеницы на протяжении ряда лет превышала среднекраевые показатели почти на 10 центнеров с гектара. А кое-кто, например Владимир Устинов, глава КФХ из Косихинского района, подобрался к 28 центнерам с гектара в среднем.
Сам Устинов утверждает, что таких результатов он достиг во многом благодаря бизнес-плану, в котором на несколько лет вперед были расписаны все этапы технического перевооружения хозяйства.
– Комплекс зарубежной техники для полного цикла сельхозработ стоит порядка 40–50 миллионов рублей, но в случае неправильного подбора одного из элементов убытки могут быть несопоставимыми с полученным эффектом, – считает фермер.
То же самое касается и показателей в животноводстве. Заключив договор на консультации, некоторые хозяйства в течение года прибавили по тонне молока на одну среднестатистическую корову.
Между тем специалисты и руководители агрофирм утверждают, что разовыми консультациями при работе с инновациями почти ничего не добьешься. Так, по словам Сергея Головина, главного агронома хозяйства "Орбита", входящего в компанию "СЭУС-Агро", при внедрении технологии "No Till" (от англ. "не пахать". – Прим. ред.), ощутимые результаты можно получить лишь через несколько лет.
– В Канаде "No Till" внедряли 20 лет, а получили прибавку урожайности всего в 10% – с 20 до 22 центнеров с гектара, – констатирует Владимир Беляев.
Лично я считаю, что если ИКЦ для крестьян будет создан с подачи какой-либо фирмы, то существует опасность, что он превратится в средство лоббирования чьих-либо коммерческих интересов. У нас сегодня достаточно структур для оказания консультационных услуг аграриям, нужно лишь смотреть по сторонам, думать головой и не бояться инвестировать в инновации.
На мой взгляд, Главное управление сельского хозяйства должно заниматься не только сбором статистики и управлением сельхозпроизводством, но и осуществлять функции консалтинга. С этих позиций и нужно корректировать эту работу.
Информационно-консультационные центры по вопросам технического перевооружения были созданы в ряде европейских регионов России при участии немецких специалистов еще в 1998 году. Подобная структура действует при Алтайском институте повышения квалификации работников АПК с 2003 года. Услуги оказываются на хозрасчетной основе.