апрель 8, 2009
В минувшие выходные в Барнауле прошел семинар Алтайской школы публичной политики (ШПП), посвященный технологиям антикоррупционной экспертизы законопроектов. В качестве эксперта на семинаре выступил Владимир Южаков, руководитель проекта "Административная реформа" Центра стратегических разработок. Он рассказал о принципах построения методики антикоррупционной экспертизы и правилах ее проведения.
– Мы исходим из того, что коррупцией является любая торговля должностными полномочиями, – рассказывает Владимир Южаков, – а коррупционный фактор – это любые формулы, правила, положения нормативных правовых актов, которые могут быть использованы в коррупционных целях, быть основой для подготовки коррупционных сделок. Коррупциогенным является любой нормативно-правовой акт, который содержит в себе такие факторы.
По словам Южакова, крайне важно выявлять коррупциогенные факторы на стадии нормотворчества. Экспертиза должна быть обязательной для всех без исключения законопроектов, иначе эффекта от этой деятельности не будет. Специалист, создающий норму, должен предотвратить появление в ней коррупционных факторов и нести за это ответственность, уверен эксперт. Кроме того, необходим планомерный постоянный анализ уже принятых законов. Любой выявленный в ходе экспертизы типичный коррупционный фактор должен быть устранен, иначе проводить экспертизу бессмысленно. При этом необходимо выявлять и устранять все виды предпосылок к коррупции – если ограничиться только некоторыми из них, то законодательство не будет усовершенствовано.
– Обязательное условие эффективности антикоррупционной экспертизы – максимальная прозрачность, так как и сама по себе процедура экспертизы может быть коррупциогенной, необходимо проверять, не произошло ли сокрытия каких-либо коррупционных факторов. Поэтому необходима публикация всех заключений по ее результатам вместе с принимаемым правовым актом, и их публичное обсуждение, – уверен Владимир Южаков.
Рабочая группа по проведению экспертизы нормативных правовых актов АКЗС на коррупциогенность была сформирована еще в августе 2008 года. Собирается регулярно – раз в месяц. В 2008 году, по данным аппарата АКЗС, профильные комитеты осуществили антикоррупционную экспертизу 61 закона и постановления АКЗС (каждый комитет – по направлению своей работы). "Антикоррупционная" рабочая группа координирует эту деятельность.
В марте депутаты Заксобрания приняли изменения в краевой Закон "О правотворческой деятельности", регулирующие вопросы антикоррупционной экспертизы. Были определены перечень коррупционных факторов и правовых актов, подлежащих обязательной экспертизе на коррупциогенность, и порядок ее проведения. Очевидно – мы пока в самом начале этой работы.
Между тем в результатах мониторинга антикоррупционной деятельности в регионах России, проведенного Центром стратегических разработок, Алтайский край отсутствует. "В 19 регионах России (в том числе Алтайском крае и Республике Алтай) не выявлен ни один из исследуемых показателей антикоррупционной деятельности, что позволяет судить о ее недостаточном развитии или отсутствии в этих регионах", – говорится в заключении экспертов.
– По моему мнению, это объясняется тем, что публичных результатов деятельности в этой области пока не видно – либо ничего не делается, либо делается непублично. Статистика деятельности по работе с краевыми законами и законопроектами на предмет выявления их коррупциогенности общественности не известна, – говорит Сергей Андреев, руководитель Алтайской ШПП.
По данным фонда "ИНДЕМ", , он относится к малокоррумпированным. Видимо, это связано с тем, что здесь денег просто меньше. Кроме того, сильны советские, "колхозные", традиции. Многих, наверное, все-таки воспитывали так, что они еще видят разницу между добром и злом. Есть же регионы, совершенно в этом плане отмороженные. Весь Северный Кавказ – это тотальная коррупция. Москва и Санкт-Петербург – лидеры по коррупции. В Сочи воруют просто в промышленных масштабах...
Надо отметить еще тот факт, что закон может быть некачественным, но это не всегда связано с коррупционной направленностью. Когда вы явно ощущаете, что ваш кошелек страдает, тогда, очевидно, нужно выявлять и устранять правовые акты, которые создают такие условия. Еще одним толчком к такой проверке является недобросовестная конкуренция – когда ощущается, что коррупциогенность закона способствует наличию преференций для конкурентов.