Как проверить местные законы "на коррупцию"?

апрель 8, 2009

В минувшие выходные в Барнауле прошел семинар Алтайской школы публичной политики (ШПП), посвященный технологиям антикоррупционной экспертизы законопроектов. В качестве эксперта на семинаре выступил Владимир Южаков, руководитель проекта "Административная реформа" Центра стратегических разработок. Он рассказал о принципах построения методики антикоррупционной экспертизы и правилах ее проведения.

Как правильно

– Мы исходим из того, что коррупцией является любая торговля должностными полномочиями, – рассказывает Владимир Южаков, – а коррупционный фактор – это любые формулы, правила, положения нормативных правовых актов, которые могут быть использованы в коррупционных целях, быть основой для подготовки коррупционных сделок. Коррупциогенным является любой нормативно-правовой акт, который содержит в себе такие факторы.

По словам Южакова, крайне важно выявлять коррупциогенные факторы на стадии нормо­творчества. Экспертиза должна быть обязательной для всех без исключения законопроектов, иначе эффекта от этой деятельности не будет. Специалист, создающий норму, должен предотвратить появление в ней коррупционных факторов и нести за это ответственность, уверен эксперт. Кроме того, необходим планомерный постоянный анализ уже принятых законов. Любой выявленный в ходе экспертизы типичный коррупционный фактор должен быть устранен, иначе проводить экспертизу бессмысленно. При этом необходимо выявлять и устранять все виды предпосылок к коррупции – если ограничиться только некоторыми из них, то законодательство не будет усовершенствовано.

– Обязательное условие эффективности антикоррупционной экспертизы – максимальная прозрачность, так как и сама по себе процедура экспертизы может быть коррупциогенной, необходимо проверять, не произошло ли сокрытия каких-либо коррупционных факторов. Поэтому необходима публикация всех заключений по ее результатам вместе с принимаемым правовым актом, и их публичное обсуждение, – уверен Владимир Южаков.

Как у нас

Рабочая группа по проведению экспертизы нормативных правовых актов АКЗС на коррупциогенность была сформирована еще в августе 2008 года. Собирается регулярно – раз в месяц. В 2008 году, по данным аппарата АКЗС, профильные комитеты осуществили антикоррупционную экспертизу 61 закона и постановления АКЗС (каждый комитет – по направлению своей работы). "Антикоррупционная" рабочая группа координирует эту деятельность.

В марте депутаты Заксобрания приняли изменения в краевой Закон "О правотворческой деятельности", регулирующие вопросы антикоррупционной экспертизы. Были определены перечень коррупционных факторов и правовых актов, подлежащих обязательной экспертизе на коррупциогенность, и порядок ее проведения. Очевидно – мы пока в самом начале этой работы. 

Между тем в результатах мониторинга антикоррупционной деятельности в регионах России, проведенного Центром стратегических разработок, Алтайский край отсутствует. "В 19 регионах России (в том числе Алтайском крае и Республике Алтай) не выявлен ни один из исследуемых показателей антикоррупционной деятельности, что позволяет судить о ее недостаточном развитии или отсутствии в этих регионах", – говорится в заключении экспертов.

– По моему мнению, это объясняется тем, что публичных результатов деятельности в этой области пока не видно – либо ничего не делается, либо делается непублично. Статистика деятельности по работе с краевыми законами и законопроектами на предмет выявления их коррупциогенности общественности не известна, – говорит Сергей Андреев, руководитель Алтай­ской ШПП. 

Владимир Рыжков:

По данным фонда "ИНДЕМ", , он относится к малокоррумпированным. Видимо, это связано с тем, что здесь денег просто меньше. Кроме того, сильны советские, "колхозные", традиции. Многих, наверное, все-таки воспитывали так, что они еще видят разницу между добром и злом. Есть же регионы, совершенно в этом плане отмороженные. Весь Северный Кавказ – это тотальная коррупция. Москва и Санкт-Петербург – лидеры по коррупции. В Сочи воруют просто в промышленных масштабах... 

Владимир Южаков:

Надо отметить еще тот факт, что закон может быть некачественным, но это не всегда связано с коррупционной направленностью. Когда вы явно ощущаете, что ваш кошелек страдает, тогда, очевидно, нужно выявлять и устранять правовые акты, которые создают такие условия. Еще одним толчком к такой проверке является недобросовестная конкуренция – когда ощущается, что коррупциогенность закона способствует наличию преференций для конкурентов.