апрель 8, 2009
Какую сельхозтехнику предпочитают алтайские крестьяне? Насколько она оправдывает их ожидания? Довольны ли крестьяне уровнем сервиса? Эти вопросы заинтересовали корреспондентов газеты "Свободный курс".
Несмотря на заградительные пошлины, крестьяне все равно мечтают о приобретении импортной техники.
Анна Зайкова
Александр Бедарев, гендиректор агрохолдинга "Мельник",
Павел Бейфорт, директор агрофирмы "Вирт", Целинный район,
Александр Маркин, глава крестьянского хозяйства, Ребрихинский район,
Александр Терновой, председатель совета директоров агропромышленной группы "Алтайские закрома".
Бедарев: – По технологическому уровню и эргономике некоторые отечественные машины почти не уступают импортным образцам. К примеру, комбайны Vector и Acros. Неплохо, кстати, показали себя агромашевские комбайны "Руслан". Однако современная российская техника проигрывает западным образцам в качестве сборки и надежности. Приходится держать запас ремней, валов, подшипников и прочих деталей.
Терновой: – При мнимой дешевизне запчастей на отечественные тракторы и комбайны ремонтные затраты и потери от простоя техники, как правило, гораздо выше, чем при использовании зарубежных аналогов. С хорошей стороны показали себя красноярские "Русланы". Правда, у них есть свой недостаток – слабое железо, но зато они обходятся в три раза дешевле, а по условиям труда не уступают западной технике.
Бейфорт: – Даже и у John Deere случаются неисправности. Конечно, серьезных поломок за четыре года эксплуатации не возникало, однако в плане соотношения цены и качества я бы поставил американцу твердую четверку.
Маркин: – Что бы ни говорили про отечественную технику, комбайны "Дон" показали себя с хорошей стороны. На одном отработали три, на другом две уборки. Поломки случались в основном по мелочи.
Бедарев: – В этом году хотим заключить договор с сервисными службами по поставке вышедших из строя деталей прямо в поле. Хороший опыт в этом плане наработали дилеры "Ростсельмаша". Неплохо была поставлена работа у "Агромашхолдинга", правда, с 2007 года они свернули свои программы. По западной технике такого опыта пока не наработано, мы эксплуатируем ее всего несколько лет.
Терновой: – Сервисная служба у Caterpillar работает на высоком уровне, но у нас не было необходимости прибегать к ее услугам кроме замены фильтров и масла. По технике Buhler вопросов пока не возникало. У красноярских комбайнов случаются поломки, но специалисты инженерной службы прошли обучение и готовы ликвидировать возникающие неисправности.
Маркин: – У компании, где мы покупали комбайны, хороший уровень сервиса. По звонку приезжали специалисты и устраняли поломки прямо в поле. А с мелочами справлялись своими силами.
Дело не только в технике, но и в технологиях, уверен Алексей Ильин, руководитель агроотдела компании "АгроХимСервис":
– Давно пора перейти на ресурсосберегающие технологии. Хватит палить тоннами солярку, уничтожать землю и выпускать влагу в небо! Для этого нужно более внимательно отнестись к технологии нулевого посева. Принципы no-till известны давно, просто на Алтае не было инструмента, который мог бы претворить эту технологию в жизнь. Сегодня такой инструмент есть: бразильская сеялка SEMEATO, которая осуществляет прямой посев в слой пожнивных остатков предыдущей культуры без какой-либо обработки почвы. Технология позволяет отказаться от раннего весеннего боронования, предпосевной обработки, довсходового и послевсходового боронования, прикатывания. В почве сохраняется влага, а это главнейший фактор, влияющий на урожайность в нашей зоне.
В прошлом году в Егорьевском районе урожайность при no-till в условиях жесточайшей засухи составила 17 центнеров с га, в среднем по району – только 7 центнеров. Затраты при этой технологии – 4,5 литра ГСМ на гектар против 60 литров при обычном возделывании. Агрегатируется тракторами МТЗ-1221, Т-150.
Терновой: – Самое главное – создать условия труда для механизаторов, чтобы работники после смены не выпадали из кабины трактора и сразу же за рюмку водки не хватались из-за того, что руки от рычагов трясутся (как это бывает на нашей морально устаревшей технике). Когда я пришел на "Повалихакомбикорм", мы начали перевооружать предприятие техникой Caterpillar. А теперь покупаем тракторы Buhler. Фирма канадская, но собственники россияне. Покупали бы и отечественные тракторы, если б наши производители не изобретали велосипед, а взяли зарекомендовавшие себя западные образцы и наладили их сборку в России. Технику John Dеere не используем – она неоправданно дороже аналогов. Долгое время, кстати, работали на импортных комбайнах, но со временем стали покупать агромашевские "Русланы".
Маркин: – Выбираю энергонасыщенные машины. В последние годы приобрел в лизинг два комбайна "Дон", а в прошлом году, взвесив все плюсы и минусы, взяли импортный трактор марки Case. Также в хозяйстве есть "Кировцы", харьковский Т-150 и МТЗ.
Бедарев: – В условиях нехватки квалифицированных кадров на селе приходится делать ставку в основном на высокопроизводительную широкозахватную технику. Она позволяет добиваться необходимого результата и малыми силами. Но в комбайновом парке есть и красноярские "Русланы", ростовские Vector и Acros, тракторы New Holland, Buhler и отечественные К-744, белорусские МТЗ, посевные комплексы Sanford и жатки MacDon.
Бейфорт: – Работаем как на отечественной, так и на иностранной технике. Полная эклектика. Если бы государство не изменило политику поддержки крестьян, мы бы однозначно покупали только импортную технику.