апрель 13, 2009
Дискуссию по поводу того, как вести себя во время кризиса, вели риэлторы и представители компаний-застройщиков в конце марта на совместном заседании. Специалисты, работающие с готовым продуктом и знающие рынок изнутри, позволили себе покритиковать деятельность строителей. Их высказывания дадут застройщикам повод поразмыслить над тем, что и для кого они строят. Именно об этом говорил Игорь Садовнич, руководитель компании "Деловая недвижимость".
Я бы вообще предложил на время заморозить строительство новых объектов, если это возможно. А если компания намерена продолжать строить, то продавать продукт с минимальной рентабельностью, а не гнаться за маржой. В антикризисном режиме нужно жить. И понимать, что завтра фирма может закрыться. Вот и все. Поэтому, я думаю, большую часть обсуждаемых проблем строители могут решить самостоятельно.
И дело не в том, что у нас государство за копейки готово приобретать жилье у застройщиков. Лучше иметь такого покупателя, чем совсем никакого. Государство тоже ведь ведет определенный бизнес. В сложившейся ситуации уже каждый решает, продает он по установленной цене товар или вообще не продает, при этом бизнесмен должен понимать, что в перспективе продавать будет некому. В действительности проблема заключается не в цене, а в отсутствии покупательского спроса. И как бы мы тут ни экономили, не будет покупатель кидаться на дешевизну, и это реальность сегодняшнего дня. Обсуждать развитие рынка нужно именно в этом ключе и искать новые формы взаимодействия.
Теперь что касается банков. Их политика – это как раз тот самый индикатор, который показывает, как работает тот или иной рынок. Банки себя нормально ведут в сложившейся экономической ситуации. Почему они деньги в кредит не дают? Потому что тоже испугались. Ведь денег достаточно, и об этом говорят многие эксперты, по крайней мере для того, чтобы экономика нормально развивалась. Судя по недавнему отчету российских банкиров, они в этом году привлекли на депозит денег больше, чем за аналогичный период прошлого года, как ни странно. Деньги-то есть, но кризис подводит людей к вопросу "Что будет завтра?". И этот фактор сдерживает денежные обороты. Поэтому обвинять банки в том, что они поднимают ставки, некорректно. Нужно говорить о новых рыночных механизмах, которые реально будут работать.
Я считаю, что строительной отрасли в этих условиях нужно просто сохранить себя. Чтобы потом, когда появится спрос, застройщики остались на плаву. И лучше строить меньше, но качественней. Возможно, где-то поддержать свой бизнес госзаказами. Раньше застройщики возводили квадратные метры на массу. Например, строились трехкомнатные квартиры площадью 120 "квадратов", которые никому не были нужны. Или, например, дом возводился так, что к нему неудобно было подъехать. Строили не думая. Тем не менее жилье продавалось как горячие пирожки. Сейчас многое изменилось, и востребован будет только качественный продукт. Это как раз повод подумать, что мы предлагаем. Строить бездумно, как раньше, уже нельзя. Никто не купит.
Мы эту тему уже давно обсуждали с коллегами. Что сегодня строят? Ведь так нельзя делать. Ни у одной компании нет специалиста, который бы рассчитал, что было бы правильно строить на данном пятне застройки. Решили, что здесь будет 25-этажный дом, и все. Спрашиваю: "Кто концепцию придумал?" Руководитель отвечает: "Я архитектору сказал, он придумал". А ведь над этим специалист должен работать. Посмотреть пятно застройки, выяснить, кто здесь проживает, на какой класс ориентироваться. И сейчас отрасль зажали в эти условия. И спасибо за это кризису. Теперь, я считаю, многие будут думать, что делают.