Барнаульский аэропорт все-таки мог бы носить имя Шукшина

апрель 14, 2009

"Это гениальная идея – назвать аэропорт именем настоящего русского сибиряка! Я помню, какие были сложности с билетами и очереди, когда мы летали из Барнаула. Тогда Шукшин еще не был так известен".

Трапы.
Анна Зайкова

Об этом заявила Лидия Федосеева-Шукшина. Таким образом, она опровергла версию чиновников, которые, ссылаясь на музейные данные, настаивают на том, что Василий Шукшин никогда не прилетал на родину через барнаульский аэропорт, а потому данный объект не может быть назван его именем.

Тема о возможной привязке , например Германа Титова или Василия Шукшина, обсуждается давно. Эта идея имеет как своих сторонников, так и противников. Первые настаивают на том, что данный ход благоприятно повлияет на имидж региона, а также позволит увековечить память человека. Противники в первую очередь акцентируют внимание на состоянии аэропорта, спрашивая: "Не стыдно ли будет с таким названием принимать здесь гостей края?" По мнению же экспертов, имеющих непосредственное отношение к организации воздушных сообщений, смена названия аэропорта, во-первых, маловероятна с юридической точки зрения, во-вторых, она будет связана с большими материальными затратами.

Поводом обратиться за комментарием к г-же Федосеевой-Шукшиной для редакции стала встреча губернатора Александра Карлина с руководителями региональных отделений политических партий, которая прошла 9 апреля. Разговор о необходимости присвоения аэропорту имени Шукшина начал Андрей Ляпунов, представитель "Справедливой России". Он сказал, что партия выдвинула данную идею, но краевое Управление по культуре в официальном ответе назвало ее неразумной, поскольку Шукшин якобы всегда прилетал на Алтай через Новосибирск. "Справедливоросс" Ляпунов поиронизировал над этой логикой, высказавшись в том смысле, что тогда и АлтГТУ нельзя было присваивать имя Ползунова, поскольку последний там никогда не был.

Губернатор сказал, что "идея достаточно хорошая". Но, по его мнению, в этом вопросе не должно быть спешки: "У меня такое предложение. Давайте договоримся, что сначала приведем аэропорт в достойное состояние, а затем присвоим ему соответствующее имя". Завершил тему губернатор шуткой, в которой была доля правды: "Только пусть будет идея "Справедливой России", а реализация – "Единой России".

Как известно, в Алтайском крае 2009 год является Годом Шукшина – лучший повод для того, чтобы присвоить аэропорту имя земляка. Мероприятия в рамках Шукшинских чтений запланированы на июль. И надеяться на приведение аэропорта в действительно "достоянное" состояние к этой дате не приходится.

"В прошлом году мы выполнили прекрасный ремонт кафе "Минутка", был реконструирован зал прилета. Финансирование осуществлялось за счет собственных средств предприятия и части заемных средств, – говорит Виктор Пацар, первый заместитель гендиректора авиапредприятия "Алтай". – До Шукшинских чтений мы успеем выполнить косметический ремонт зданий и сооружений. В этом году планируется снос здания международного сектора. По заданию администрации края мы изыскиваем возможности для проведения реконструкции международного терминала. Источники финансирования также определяются". По словам г-на Пацара, "ранее заявленная сумма инвестиций в 430 млн. рублей может быть скорректирована. Администрация поставила задачу, чтобы стоимость строительства квадратного метра не превышала цену уже существующих объектов. Речь идет, к примеру, о торговых центрах "Москва" или "Европа".

Александр Смирнов, директор туристической компании "Плот", поддерживает намерение по реконструкции аэропорта. "Прежде всего аэропорт должен быть качественным и функциональным, тогда он будет привлекать и без имени, – говорит он. – Сегодня главная его проблема – малые площади. Например, совсем небольшой международный сектор. Неудачно расположен VIP-зал. Зал приема багажа вывели за пределы основного здания. Так быть не должно".

Андрей Олишевский, руководитель компании "Алтайская ярмарка", отметив определенные улучшения и указав на недостатки, видит и такую грань проблемы: "Барнаульский аэропорт – региональный. А личность Василия Макаровича давно перешагнула масштабы края. Так что это, наверное, не тот калибр". "Немаловажно и то, как будет звучать "Аэропорт Барнаул имени Шукшина", – продолжает г-н Олишевский. – По российским правилам в самолете всегда сначала называют территориальную принадлежность аэропорта. И получится каша, идея будет дискредитирована".

"Со времен СССР у нас существуют нормативные документы, в которых говорится о том, что название аэропорту присваивается по ближайшему населенному пункту", – сообщил Виктор Пацар.

Еще одну немаловажную деталь предусматривает Воздушный кодекс РФ. Статья 41 гласит, что все гражданские аэродромы и аэропорты подлежат государственной регистрации с включением данных о них в соответствующие федеральные реестры. Кроме того, наименования аэропортов фиксируются в государственном каталоге географических названий. В связи с этим, полагают эксперты "ВД", процедура переименования барнаульского порта может оказаться весьма проблематичной и затратной.

"Мне кажется, гораздо правильнее было бы учредить, например, всероссийскую премию имени Шукшина, которую присуждали бы за достижения в области литературы и кино патриотического характера, – резюмирует Андрей Олишевский. – Это, на мой взгляд, сделало бы куда лучший PR для края. Одним словом, банк идей по увековечиванию имени Василия Шукшина не должен быть связан с такими спорными позициями, как аэропорт".

Лидия Федосеева-Шукшина прилетала на Алтай 23 марта. "Могу сказать, что аэропорт шикарный. В него приятно въезжать", – констатирует она. Поддерживая замысел о переименовании порта, г-жа Федосеева-Шукшина сказала: "Прилетающие иностранцы смогут задаться вопросом, кто такой Шукшин? Здесь же, в мемориальном музее в Сростках они узнают, что он режиссер, писатель, актер. Люди захотят почитать то, что он написал. А его книги переведены почти на все языки. Это прекрасная идея, которая мне очень нравится!"

Справка

В городах мира существует немало аэропортов, которым присвоены имена известных людей и даже мифологических персонажей. Газета "Ваше дело" собрала краткие данные о некоторых из них.

Париж, Франция. Аэропорт имени Шарля де Голля (французский военный и общественный деятель, во время Второй мировой войны стал символом французского Сопротивления. В 1959–1969 годах – первый президент Пятой республики).

Нью-Йорк, США. Аэропорт имени Джона Кеннеди (35-й президент США, с 1961 по 1963 год).

Тель-Авив, Израиль. Аэропорт имени Бен-Гуриона (один из создателей и первый премьер-министр государства Израиль).

Донкастер, Великобритания. Аэропорт имени Робин Гуда (герой английских средневековых баллад, предводитель лесных разбойников).

Эр-Рияд, Саудовская Аравия. Аэропорт имени Короля Халида (король Саудовской Аравии в 1975–1982 годах).