Дмитрий Гончаров: "Надо было ужесточить закон раньше"

апрель 14, 2009

Четыре месяца назад Советом Федерации были утверждены поправки в Закон "О частной детективной и охранной деятельности в РФ". Ряд изменений, которые вступят в силу 1 января 2010 года, способны кардинальным образом изменить рынок частной охраны. О текущем состоянии отрасли, представленной более чем 500 предприятиями, а также о развитии своей компании рассказал руководитель группы охранных предприятий "Цербер" Дмитрий Гончаров.

"Цербер" на рынке - долгожитель. У нас лицензия №0011, то есть в Алтайском крае мы одними из первых получили лицензию на охранные услуги. причем первых 10 здесь уже, скорее всего, нет".
Павел Водопьянов

Мечта сбылась

– Дмитрий Владимирович, операторы рынка частной охраны отмечают, что "Цербер" – однозначный лидер отрасли в количественном выражении. Вы согласны с таким мнением?

– Исходя из количества охраняемых объектов мы действительно лидеры: у нас более 1 тыс. объектов под охраной. И есть данные, что у "Цербера" около 30–40% рынка частной охраны в Барнауле.

– Даже если меньше, показатель все равно впечатляющий. С чем связаны такие успехи?

– Предприятие постоянно развивается, и мы многого смогли достичь благодаря покупке собственных площадей. Мы долго мечтали о своем здании, искали подходящее место: высокое и в центральной части города, что важно в силу специфики нашей работы. У нас много автомобилей, оборудования, поэтому рассматривать жилое многоэтажное здание было нельзя, земельных участков не было. Но потом мы нашли это здание, быстро его приобрели и практически перестроили его с учетом нужд предприятия. Так сбылась наша многолетняя мечта. И вот сейчас исполнился ровно год, как мы располагаем собственными площадями, даже пока с излишком, поэтому сдаем часть в аренду.

Новое здание позволило нам расширить спектр услуг. В частности, мы воссоздали юридическое подразделение, которое позволяет оказывать комплексные услуги. Кроме того, постоянно растет штат и увеличивается число групп быстрого реагирования. А это значит, что время прибытия на объект становится все короче, то есть повышается качество охранного сервиса. У нас, например, среди барнаульских ЧОПов самое быстрое прибытие на объект – три минуты. Готов доказать это кому угодно и когда угодно. Мы этого добились в том числе и количеством: экипажи "закрывают" всю карту города. Благодаря этому мы не допустили в прошедшем году ни одной кражи. Поверьте, это показатель.

– Тем не менее у вашей компании есть проекты, оказавшиеся не востребованными рынком. Это заявленные около полутора лет назад услуги "Мобильный телохранитель" и "Мобильный ангел"…

– Да, развитие этих проектов сейчас мы держим на паузе. Услуги действительно оказались не столь востребованными, хотя мы были готовы вложить в их развитие серьезные средства, закупить соответствующее оборудование. Но аудитория оказалась не готова пользоваться предложенными опциями в возможном объеме. И, наверное, с учетом текущей ситуации это к лучшему.

Мелкие не справляются

– К слову о текущей ситуации. Есть мнение, что у рынка частной охраны есть определенный запас прочности: до кризиса эксперты отмечали, что по темпам роста ваша отрасль в России входила в пятерку наиболее динамичных.

– В последние пять лет рынок частной охраны действительно рос высокими темпами. Но в любом случае эти показатели невозможно сравнивать с авторынком или, например, с ритейлом. Действительно, численные характеристики рынка могут в каком-то смысле считаться запасом прочности. Сейчас в крае зарегистрировано более 500 ЧОПов. Если предположить, что из кризиса выберутся только 200, все равно останется много.

– Представители большинства отраслей отмечают кризис неплатежей. В какой степени он затронул ваш рынок?

– Он есть, но не глобальный. В силу масштабов у предприятия есть большой запас прочности. Как сейчас модно говорить, "подушка безопасности". У нас холдинговая компания, и часть предприятий может поддерживать в такой ситуации другую часть. Мы можем ждать, охраняя объект в долг. Как сейчас часто бывает: у предпринимателя съехали арендаторы и он не может платить в полном объеме за охрану, хотя она ему и необходима. Мы можем себе позволить работу с таким клиентом, выставляя ему минимальную цену: чтобы хватало на обеспечение технической работы и не более. Но это не означает, что мы ни с кем не расстаемся: расторжение договора обязательно наступает, если мы видим, что у клиента нет даже перспектив оплатить услуги. Так или иначе, а если у нас из-под охраны уйдут 100–200 объектов, мы не почувствуем изменений.

А вот мелкие ЧОПы явно не справляются с ситуацией. Скажем, если у предприятия было всего 100 объектов под охраной и 20 ЧОП потерял – это сразу отразится на фонде заработной платы. И охранники "за такие деньги" не работают, а стаканами в конторе гремят. Недавно мне клиент описывал увиденную в одном из ЧОПов такую картину. Обычно руководители предприятий, попавших в такое положение, сокращают количество экипажей. А это значит, что охранники по тревоге будут прибывать не за пять минут, а за 15. И чем больше время реагирования, тем ниже качество услуги.

– Вы полагаете, из-за кризиса повысится спрос на качественные услуги?

– Я думаю, да. Сейчас растет преступность: как в домах, так и на предприятиях учащаются случаи краж или попытки. И это, возможно, станет тем самым громом, который грянул.

Недавно мне звонит знакомый, который никогда и ни у кого не охранялся: "Мне нужно срочно встать к вам под охрану!" Выясняю, отчего такая срочность. Говорит, обокрали, вынесли имущества на несколько миллионов. Я взял калькулятор и посчитал: на эту сумму, что его лишили, мог бы семь лет у нас охраняться: пять до того, два – после. В общем, я думаю, нам работы хватит.

Отрасль сократится

– Особенно если учесть, что, кроме кризиса, очистительной мерой явились поправки в профильное законодательство.

– Да, теперь вход на рынок и работа на нем будут сложнее. По большому счету, охранное предприятие создать просто и незатратно. А законодательные изменения прикрыли двери для сомнительных предприятий. Как мне кажется, ГУВД никогда не нравилось большое количество участников рынка: было слишком много недобропорядочных предприятий, деструктивно влияющих на статистику отрасли и преступности.

И я разделяю это мнение. Стоило ужесточить законодательство раньше, до такого численного развития рынка. Ведь многие выигрывают тендеры и охраняют объекты за 50 рублей в час. В "Цербере" 50 рублей – это только заработная плата охранника за час, а там вся услуга столько стоит. И тогда что за специалисты работают в таком ЧОПе?! Ужесточилось бы законодательство раньше, дискредитация отрасли была бы не столь сильной, и нам не приходилось бы тратить столько усилий на разъяснительную работу среди клиентов. Но, так или иначе, а с 2010 года отрасль неизбежно сократится, далеко не каждое предприятие сможет обеспечить нужный уставной капитал.

– Неужели ни одна поправка, которая вступит в силу со следующего года, не вызывает у вас противоречий?

– Конечно, есть в новой версии закона и негативные моменты. В том числе это относится к регламенту по оружию, которое мы будем обязаны передать на баланс милиции. Такой порядок станет для участников рынка серьезной проблемой: если ЧОПу сегодня не дадут оружия, он потеряет часть объектов, где оно необходимо. А это, как правило, наиболее крупные предприятия типа банков.

– Как вы считаете, ужесточение закона не способно привести отрасль к определенной монополизации и лишить мелкие предприятия даже шанса на развитие?

– В охранном бизнесе никогда не будет монополии. Это связано как со слишком большой долей государственного участия в секторе, так и с масштабами рынка как такового. Одному-двум предприятиям, хоть частным, хоть государственным, невозможно охватить весь спектр охранных услуг в городе. Никакая монополия с этим не справится.

Что же касается шанса для небольших предприятий… Если есть задача действительно развиваться, будут искать возможности и вкладывать. Более весомый уставной капитал – это ответственность, и она должна быть действительно серьезной.

– "Цербер" реализует социальные проекты? Например, охраняет какое-то учреждение бесплатно?

– Мы уже очень много лет помогаем детскому дому. А что касается охраны социального объекта… Такого рода учреждения встают под охрану только посредством тендеров, в которых мы не участвуем. Но теоретически мы могли бы рассмотреть такую возможность, если бы к нам обратился за помощью, скажем, детский сад. Конечно, это невозможно будет сделать совершенно бесплатно: ведь мы тоже несем затраты на техническое обеспечение, на заработную плату охранников, которые не могут и не должны работать бесплатно. Но, скажем, оказывать такие услуги социальному учреждению по себестоимости – это вполне реально.

Какие изменения вносятся в Федеральный закон "О частной детективной и охранной деятельности"

1. Частная охранная организация может быть создана только в форме общества с ограниченной ответственностью и не может осуществлять иной деятельности, кроме охранной.

2. Уставный капитал ЧОП должен быть не менее 100 тыс. рублей (сейчас – 10 тыс. рублей). Для частной охранной организации, оказывающей или намеренной оказывать услуги по вооруженной охране имущества, уставный капитал не может быть менее 250 тыс. рублей. При этом его имущественная часть не должна превышать 50% от общей суммы и использования привлеченных денежных средств.

3. ЧОП не может являться дочерним обществом организации, осуществляющей иную деятельность, кроме охранной.

4. Охранные предприятия не имеют права приобретать огнестрельное гладкоствольное оружие. Его можно получать во временное пользование в органах внутренних дел на основании особых уставных задач и договоров оплаты за аренду.

О чем еще рассказал собеседник

О названии

– С одной стороны, Цербер – злобный персонаж. Но если вспомнить, как о нем было написано в мифологии, то получается нормальная собака, соответствующая профилю нашей деятельности. Могу процитировать: "…и когда он вышел, он был увешан змеями и сказал: "Отсюда больше не выйдет никто". То есть туда всех впускает, а обратно никого не выпускает. Все, как и положено в охранной сфере.

О престиже профессии и квартирах для сотрудников

– Наша компания очень стремится к тому, чтобы профессия охранника стала престижной. И стремление это выражается прежде всего в отношении к сотрудникам предприятия. У нас созданы все условия для полноценной работы и отдыха, задействованы качественные автомобили. Кроме того, мы рассматриваем возможность приобретения служебного жилья: ведь многие сотрудники арендуют квартиры, а это дорого. Пока в связи с кризисом эти намерения на паузе, но в перспективе, я думаю, мы обзаведемся служебными квартирами.

Об отношениях с коллегами и качественных характеристиках

– У нас нормальные отношения с теми участниками рынка, которые уверенно стоят на ногах и оказывают качественные услуги. Таких в Барнауле 10–15 компаний. И в силу своей направленности мы чаще общаемся с предприятиями, специализирующимися на технической, то есть пультовой охране.

О силовом блоке и "гражданских" управленцах

– Большинство ЧОПов создано и/или управляется представителями так называемого силового блока: бывшими сотрудниками силовых структур. Это очень эффективно, так как люди знают специфику работы, умеют сотрудничать с контролирующими ведомствами. Конечно, они не всегда могут столь же быстро реагировать на меняющиеся реалии рынка, как "гражданские" управленцы. Но это и не всегда нужно, все зависит от цели, которая стоит перед предприятием. Возможно, ЧОПу нужно занять свою нишу, набрать определенное число объектов под охрану – и все. Это тоже нормальный вариант.

Справка

Дмитрий Владимирович Гончаров родился 4 октября 1970 года. Принимал участие в создании охранного предприятия "Цербер" и в 2000 году возглавил его. Путем объединения нескольких организаций "Цербер" трансформировался в группу охранных предприятий. Сейчас под руководством Дмитрия Гончарова работают более 150 человек.