апрель 15, 2009
Цены на авиабилеты этой весной упали (и, заметим, продолжают падать), зато выросли комиссии тех структур, которые их продают. "Свободный курс" уже упоминал про увеличение сборов в одном из барнаульских агентств по продаже билетов.
Ищите авиакассы с минимальными комиссиями.
Анна Зайкова
Случай оказался не единичным – комиссии поднялись в целом по рынку. Если в прошлом году среднее вознаграждение агентам равнялось 500 рублям (зачастую с учетом такси), то теперь базовая комиссия в ряде агентств приблизилась к 1000 рублей. И не всегда в эту сумму включена стоимость такси.
Казалось бы, с чего агентам повышать цены? От возросших энерготарифов их работа не зависит, девальвация рубля тоже влиять не должна.
Проблема в авиакомпаниях, уверили "СК" представители нескольких авиакасс.
– Авиакомпании постепенно уходят от практики вознаграждений агентам, – рассказывает Екатерина Зырянова, руководитель отдела маркетинга сети авиакасс "Авиафлот".
Да, агентства зарабатывают фактически на двойной комиссии: одну часть они берут с пассажиров, другую – с авиакомпаний. Все агенты имеют договоры с перевозчиками и получают определенные проценты от продаж. Но в связи с кризисом авиакомпании вынуждены сокращать издержки, и в таком случае проценты для розничных партнеров действительно могли попасть под сокращение.
Причем, возможно, дело не только в антикризисном сокращении издержек. По одной из версий, авиаторы пользуются своим доминирующим положением: на одного перевозчика приходится несколько агентств – и, соответственно, диктуют свои условия. Чтобы сохранить заработок, агенты-авиакассы вынуждены с ними работать, перекладывая затраты на покупателей.
– После того как авиакомпании перестали отчислять проценты, местные агенты договорились о повышении комиссий – иначе не выжить, – предположил менеджер одного из барнаульских агентств, когда корреспондент "СК" под видом клиента спросил о причинах изменения цен.
Впрочем, официально ни в одной из авиакасс факт одновременного повышения цен не подтвердили. Татьяна Ефимова, директор агентства "Возрождение", утверждает, что размер комиссии (1000 рублей. – Прим. авт.) был установлен еще в прошлом году и в последние месяцы не менялся.
Сами авиакомпании виновными в повышении агентских комиссий себя не считают.
– Авиакомпания "Сибирь" не отменяла никаких агентских вознаграждений, они выплачиваются согласно договорам с агентами, – заявила "СК" Ирина Колесникова, пресс-секретарь S7 Airlines.
Юрий Мушихин, начальник службы по связям с общественностью UTair, тоже не подтверждает версию агентов:
– Во все тарифы компании UTair действительно уже включено комиссионное вознаграждение. Для агентств, аккредитованных при Транспортной клиринговой палате, величина комиссионного вознаграждения составляет 5% от базового тарифа.
Кстати, UTair в этой ситуации страдает больше других. Цены на авиабилеты компании пока ниже, чем у конкурентов, зато комиссии выше. В некоторых случаях на авиабилеты для этой авиакомпании к базовой комиссии придется дополнительно заплатить от 100 до 1000 рублей. Иногда предлагают доплатить и за доставку в аэропорт и обратно (тогда как для других авиакомпаний доставка входит в стоимость билета). Представители UTair сами узнали об этом от корреспондента "СК", поэтому не смогли объяснить, почему на их услуги кассы выставляют такую высокую комиссию. Но дали понять, что это инициатива самих агентств. По словам Юрия Мушихина, сейчас авиакомпания ведет работу с кассами, завысившими комиссию.
Впрочем, не все агенты подняли цены на свои услуги. В ходе телефонного мониторинга корреспондент "СК" обнаружил как минимум три авиакассы, которые оставили комиссии на прежнем уровне. Представители этих агентств заверили, что в ближайшее время повышения комиссий не планируют.
1000 рублей – такую комиссию на авиабилеты установил ряд барнаульских агентств.
Теоретически это возможно при покупке билета через Интернет. При получении электронных билетов в представительствах дополнительные сборы не взимаются, сообщает сайт S7 Airlines. Правда, с недавних пор компания ввела сервисный сбор. Величина
сбора рассчитывается на основании данных по выбранной перевозке и может составлять от 0 до 2,5% от стоимости перевозки. Также S7 ввели сбор за бронирование.
У UTair при заказе на сайте подобные сборы отсутствуют, но у компании пока нет представительства в Барнауле, поэтому билет можно получить только в сторонних агентствах.
Выход – электронный билет, который можно забронировать на сайтах всех авиакомпаний, совершающих рейсы из Барнаула в Москву. В этом случае агентские сборы взиматься не будут, а для регистрации достаточно предъявить паспорт.