апрель 16, 2009
– Я купил автомобиль у перекупщика. Через два года выяснилось, что машина в залоге у банка. Теперь ее хотят забрать в счет чужого долга! Есть ли у меня шанс отстоять свой автомобиль?!
Автофорумы изобилуют подобными криками о помощи. Юристы разводят руками – ничего, мол, не поделаешь, по закону придется расстаться с покупкой. Газета "Свободный курс" решила разобраться, почему так происходит.
Один из способов обезопасить себя от мошенников – покупать автомобили в специализированных салонах.
Анна Зайкова
В докризисные времена купить подержанный автомобиль было довольно просто. Приходишь на барахолку, выбираешь нужную марку, оформляешь покупку по справке-счету (где, чтобы не заинтересовать налоговую, пишешь незначительную сумму), ставишь машину на учет в ГАИ и ездишь себе на здоровье!
Примерно таким же нехитрым способом в декабре 2006 года Андрей Невмывако приобрел свой Subaru-Forester. Автомобиль надежный, в прекрасном состоянии, и цена на 30 тысяч дешевле рыночной. Андрей решил, что поймал удачу...
Через год явились судебные приставы. Оказывается, машина под залогом!
Суд постановил отдать купленный законным путем автомобиль. Либо платить чужой долг… Нечто подобное произошло и с Натальей Медниковой и многими другими людьми.
В упрощенном виде схема, из-за которой сегодня страдают покупатели подержанного авто, выглядит примерно следующим образом.
Некто идет в салон и выбирает автомобиль для покупки в кредит. Заключает с банком договор о предоставлении автокредита (копии документа только у заемщика и банка, других отметок о том, что автомобиль куплен на кредитные деньги, нет нигде). Кроме того, стороны подписывают договор залога транспортного средства. Чтобы заемщик не продал машину, банк забирает паспорт транспортного средства (ПТС) на хранение до погашения долга. Прежде чем это случится, гражданин должен поставить машину на учет в ГАИ, для чего банк дает ему несколько дней сроку.
Приобретатель оформляет документы, становится собственником, но вместо того, чтобы отнести ПТС в банк, продает авто перекупщику, выписав ему генеральную доверенность с правом перепродажи. Перекупщик продает машину добросовестному приобретателю. Спустя какое-то время заемщик перестает платить кредит. Банк обращается в суд. Выясняется, что с должника взыскать нечего. Тогда к новому владельцу приходят служебные приставы и на основании п. 1 ст. 353 Гражданского кодекса РФ забирают автомобиль. При этом никого не интересует, знали вы о том, что автомобиль под залогом, или нет.
Недобросовестный плательщик при этом не несет никакой ответственности – платить он не отказывается, просто на данный момент у него "тяжелые жизненные обстоятельства". К тому же он никому больших неприятностей не доставляет: банк свое все равно вернет, милиции особо хлопотать не придется (состава преступления нет), а сотрудники ГИБДД вообще ни при чем. Если же вы попытаетесь взыскать с него сумму стоимости покупки, то больше, чем написано в справке-счете, не получите.
Схема простая, и просчитать ее было несложно. Поэтому уже в 2005 году Алтайский банковский союз (АБС) подписал соглашение с ГИБДД для предотвращения мошенничеств с залоговым автотранспортом. На деле это значило, что, когда добросовестный приобретатель придет регистрировать автомобиль, его предупредят об обременении, если таковое имеется.
Однако случаи с нашими героями свидетельствуют о том, что "грубая схема" работала уже после подписания соглашения между АБС и регистрирующими органами. Почему?
– С нами работают банки, занимающие активную позицию в автокредитовании и обеспокоенные сохранностью заложенного автотранспорта, – поясняет Антон Слободчиков, исполнительный директор АБС. – Но, конечно, не все – это зависит от политики банка.
Соответственно, не вся информация о залогах поступает в базу ГАИ.
– После того как мы подписали соглашение с АБС, число случаев мошенничества с залоговым автотранспортом сократилось. Были только технические сбои – задерживалась передача информации из АБС, – комментирует Сергей Морозов, начальник отделения ДПС и розыска управления ГИБДД.
– Мелкие банки не хотят выносить сор из избы и не говорят о проблемах, которые у них возникают, – поясняет Сергей Зорин, начальник отдела по борьбе с хищениями и угонами автотранспорта управления уголовного розыска ГУВД Алтайского края. – Сама схема подобного рода мошенничеств уже не слишком актуальна, зато очень актуальны ее последствия. Поэтому гражданам, оказавшимся в подобной ситуации, нужно обязательно обращаться в милицию. Признаки мошенничества однозначно есть: согласно договору между заемщиком и банком заемщику запрещается передавать автомобиль третьим лицам. Если условие нарушено, значит, можно усмотреть умысел, тем более если покупатель не предупрежден об обременении. Главное – обращайтесь.
Я думаю, было бы неплохо, если бы в ПТС появилась отметка о том, что автомобиль в залоге. Тогда владельцам придется идти на ухищрения, чтобы поменять ПТС. Это уже уголовная ответственность.
Единой открытой базы по залоговому автотранспорту не существует. Наличие таковой, возможно, позволило бы избежать множества проблем.
Недобросовестный плательщик не несет никакой ответственности – платить он не отказывается, просто на данный момент у него "тяжелые жизненные обстоятельства".
Покупателю на заметку
Безопаснее всего приобретать автомобиль у дилеров. Но если вы решили купить подержанное авто, помните, что вас должно насторожить следующее:
– дубликат ПТС;
– автомобиль перепродается через несколько дней после покупки в салоне;
– за недолгую "жизнь" автомобиль сменил несколько хозяев;
– автомобиль "пришел" из другого региона;
– слишком низкая цена.
Если вас заинтересовал автомобиль из другого региона:
– проверьте в ПТС отметку о прохождении таможни;
– обратитесь к сотрудникам ГАИ с просьбой проверить его историю в данном регионе.
И последний совет: в договоре о купле-продаже указывайте полную стоимость автомобиля во избежание негативных последствий.