апрель 21, 2009
Андрей Никитин
В понедельник в по-настоящему народной программе"Авточас" на ("Серебряный Дождь" в Барнауле, вещает на волне 106,4 FM) один радиослушатель предоставил интересную статистику. Оказывается, практически каждое новое правительство отстегивало АвтоВАЗу гигантские деньги из бюджета на поддержку производства, примерно с теми же лозунгами, что и сегодня, во время кризиса.
Ведущие "Авточаса" Александр Михельсон и Маша Макарова обсуждали со слушателями тему "Прогнозы продаж автомобилей в России на 2009 год". Кто-то был более пессимистичен, предрекая большой обвал рынка, кто-то менее пессимистичен, предрекая обвальчик поменьше. Звонившие периодически ругали отечественный автопром. Когда ведущие вспомнили реплику вице-премьера Кудрина о том, что если дать АвтоВАЗу 25 млрд. рублей, он станет мировым брендом, один из слушателей (ник Шеф) прислал на студийное ICQ (40124022, если кто-то интересуется) такой текст:
2009 год
АвтоВАЗ станет мировым брендом в течение трех лет. Так сказал вице-премьер России и министр финансов Алексей Кудрин Он считает, что помощь в 25 млрд. рублей, предоставляемая АвтоВАЗу из бюджетных средств, не только закроет текущие потребности предприятия, но и будет способствовать развитию производства.2002 год
АвтоВАЗ станет конкурентноспособным в течение трех лет. Так сказал премьер России Михаил Касьянов. Он считает, что помощь в 17,5 млрд. рублей, предоставляемая АвтоВАЗу, не только закроет текущие потребности предприятия, но и будет способствовать развитию производства.1999 год
АвтоВАЗ выпустит автомобиль на базе немецкого седана в течение двух лет. Так сказал Владимир Путин, впервые заняв пост премьер-министра. Он считает, что помощь в размере 13 млрд. рублей, предоставляемая АвтоВАЗу, не только закроет текущие потребности предприятия, но и будет способствовать развитию производства.1996 год
АвтоВАЗ выпустит седан для чиновников и народный автомобиль для горожан и сельчан. Так сказал глава правительства России Виктор Черномырдин. Он считает, что помощь в размере 15 трлн. рублей, предоставляемая АвтоВАЗу, не только закроет текущие потребности предприятия, но и будет способствовать развитию производства.1986 год
8 апреля 1986 года на ВАЗе побывал генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев. Посетив управление главного конструктора АВТОВАЗа (УГК) он произнес эпохальную фразу: "АвтоВАЗ должен стать законодателем мод в мировом автомобилестроении!".
Ведущие и слушатели стали обсуждать эту "реплику". А мы заинтересовались, правда ли это или нет, запустив по Интернет-поисковикам эти факты. Оказалось, что это недавняя подборка, она гуляет по сети с середины апреля, уже неоднократно цитируемая, неоднократно комментиремая. Вот два типичных мнения:
все изложено верно, на моей памяти сколько ни обещали, что ВАЗ вместо "тазиков" будет делать "конфетки", а все остается как было, ложь это то, что продукция АВТОВАЗа именуется автомобилями... Я вот еще помню заявление Германа Грефа о том, что ВАЗ выпускает "гробы на колесах".
На каждый тезис найдется контртезис...
Горбачев не говорил такого. Он после визита на АВТОВАЗ сделал запись в памятном альбоме с формулировкой "Желаю ВАЗу стать... и т.д.". Как бы там ни было, именно в середине 1980-х вышло семейство "Самара", разработанное совместно с Порше, и стало бестселлером, миллионами машины разошлись и расходятся.
Середина девяностых - вышла 2110. Стала бестселлером, разошлась миллионами. Автомобиль для чиновников (мелких, правда) "2110 Премьер" разошелся тиражом в несколько тысяч.
Конец 90-х, начало двухтысячных - вышли "Шеви Нива" и "Калина". Популярны и сейчас. И даже на базе немецкого седана авто выпускалось -"Шеви вива". Но, будучи создана оторванным от российских реалий забугорными менеджерами, машина "не пошла..."
Сегодня конечно для всей промышленности и для ВАЗа в том числе - очередной кризис, но наши люди живучи, и снова выкарабкаются. Назло Грефу и вам, заказным писакам.
Скорее всего, это некая "литература", а не реальные факты. Но очень бы хотелось узнать у вас, что вы думаете по поводу написанного в этой подборке. Не в смысле: "верю-не верю", а в смысле – надо ли поддерживать производство таким способом, или вы видите другие методы поддержки?