Вертолет, вертолет

ноябрь 11, 2003

В Барнауле на заводе прецизионных изделий сконструировали и уже начали собирать винтокрылую машину.

Звучит слегка фантастично, но так оно и есть. А вдруг на наших глазах рождается новая отрасль алтайской промышленности и не исключено, что уже в обозримом будущем Барнаул прославится своими вертолетами? Впрочем, не будем забегать вперед и пока расскажем о первенце.

Первым делом - дельтолеты

Оказывается, не только у людей, но и у заводов есть хобби. Ведь Алтайский завод прецизионных изделий (АЗПИ) производит распылители и форсунки для всех типов российских двигателей и летательные средства передвижения - вообще не его специализация. Когда-то на моторном заводе, одним из цехов которого был цех прецизионных изделий, было что-то вроде авиамодельного клуба, где ради интереса делали дельтолеты. Из клуба вырос цех нестандартного обрудования и уже 12 лет занимается сборкой дельтолетов.

Компактные дельтолеты "Фаворит" (место пилота, мотор да крылья) выпускаются пяти модификаций и уже давно заняли свое место как на российском рынке, так и в ближнем зарубежье. "Фавориты" используются для прогулок, сельскохозяйственных работ и вообще считаются аппаратами многофункциональными.

Так что идея с вертолетом в прямом и переносном смысле уже витала в воздухе. И принадлежит она инженеру-конструктору завода Ивану Примерову. По образованию (окончил Калужское авиационное летно-техническое училище) он не только летчик, но и конструктор летательных аппаратов.

Года два назад Примеров предложил собрать что-то посерьезнее дельтолетов - вертолет или даже самолет. Доказал, что техническая база АЗПИ вполне позволяет осуществить эту, прямо скажем, неординарную для Барнаула затею.

Руководство завода остановило свой выбор на вертолете. Во-первых, он дешевле, во-вторых, будет востребован в нашем регионе. По словам начальника цеха нестандартного оборудования Евгения Тананыхина, это средство передвижения заинтересует очень многих. Ведь оно имеет широкий диапазон использования - от простой доставки груза до спасательных работ. Кроме того, эта машина, по задумке конструктора, будет сверхлегкой, простой в обслуживании и эксплуатации.

От идеи к чертежам

Как только идея аппарата была утверждена, Иван Примеров начал делать многочисленные эскизы и описания. Выбрал классическую схему построения с двумя винтами - несущим и хвостовым. Она, конечно, несколько уступает другим, но по ней проще собрать вертолет.

Очень важным было с самого начала определить, как вертолет будет подниматься, садиться, на какое расстояние летать... Именно на этой стадии инициаторы проекта решили, что их вертолет будет похож на американский Robinson R-44 - юркий, легкий, удобный в пилотировании аппарат. Машина сможет взять на борт четырех человек, включая пилота, и кроме того довезти до места 100 кг груза. Скорость будет развивать до 210 км/ч, работать на бензине (расход топлива составит 18-32 кг/час), а скорость подъема планируется 7,5 м/сек.

Прошло немало времени, пока дело от идеи дошло до чертежей. По словам Ивана Примерова, чертеж - финальная стадия разработки любой технической мысли. Если она воплощается в чертеже, значит все уже готово к производству. И производство началось. Все тот же Примеров руководит процессом сборки.

Будет ли он надежным?

То, что сейчас находится в цехе нестандартного оборудования, напоминает, скорее, свалку . Но модель вертолета в натуральную величину есть. Правда, из дерева. Она нужна, чтобы делать слепки корпуса вертолета.

Кстати, все детали для машины завод изготавливает самостоятельно, так как брать запчасти у других производителей считают нерациональным. Иван Примеров убежден, что любая деталь, даже самая маленькая, должна быть спроектирована специально для изделия, да и приспосабливать что-то готовое всегда сложнее. Впрочем, вертолет - слишком сложный "организм", чтобы всю его начинку можно было изготовить на одном заводе. Поэтому придется покупать всяческие приборы и двигатель. Выбирать есть из чего, просто одни двигатели имеют низкие технические характеристики, другие слишком дороги. Пока АЗПИ остановился на американском Lekoming. Двигатель этой модели стоит порядка 56 тысяч долларов. Конечно, непатриотично брать для русского вертолета американский агрегат, но главное для создателей - качество. Именно от работы "движка" зависит надежность вертолета, поскольку отказ двигателя - самая распространенная неполадка.

Наш вертолет обещает быть надежным. К его сборке завод относится очень ответственно. Технология сложна и требует повышеного внимания. Ошибка в расчете на одну десятую миллиметра, некачественный материал или неправильная его обработка, технологический недочет - все это приводит к безжалостной выбраковке деталей, поданных на сборку.

Опекает новоявленных вертолетостроителей Сибирский научно-исследовательский институт авиации из Новосибирска. Его сотрудники регулярно приезжают в Барнаул и помогают различными техническими разработками. Кроме того, институт будет участвовать в испытаниях вертолета и скажет свое решающее слово после всевозможных проверок о пригодности и надежности машины.

Испытывать вертолет будут и сами сборщики. Как говорит Евгений Тананыхин, большинство тех, кто участвует в производстве машины, - летчики. Отказать себе в таком удовольствии, как полет на только что собранном вертолете, вряд ли кто-то сможет.

Сквозь тернии к небу

Алтайский вертолет сегодня на начальной стадии производства. Завод столкнулся с большими трудностями при его сборке. Прежде всего подводит финансирование. Машина стоит дорого, а кроме АЗПИ желающих вкладывать деньги в проект пока нет. Американский Robinson R-44 стоит порядка 350 тысяч долларов, алтайский летун - в два раза меньше, но и это значительная сумма, найти такие деньги для реализации даже ультраинтересного проекта очень не просто.

Возможно, наш вертолет взлетит в небо только года через два. И только тогда в случае удачных испытаний и проверки качества, можно будет говорить о серийном производстве вертолетов на Алтае.

Нам же остается только дожидаться того момента, когда первый алтайский вертолет запустит двигатель, найдет поддержку воздуха, медленно поднимется вверх и первый раз в своей жизни поздоровается с небом.

Ирина РЕХНЕР.