апрель 27, 2009
24 апреля в школе № 25 прошел открытый урок литературы, посвященный Шукшину. Урок провел Александр Карлин, губернатор Алтайского края. Рассказ о Шукшине в исполнении главы края послушали несколько классов из параллели 9-х,10-х и 11-х классов – около 100 человек. Как пояснила Ольга Малыхина, замдиректора школы, урок должен был пройти "в свободной форме".
Пока губернатору и сопровождающим его лицам показывали школу – столовую, библиотеку, школьный музей, - старшеклассники в ожидании главы края смотрели документальный фильм о Шукшине.
Г-н Карлин особенно заинтересовался кружком журналистики. Он подробно расспрашивал, кто главный редактор, который "отвечает за содержание и подписывает номер в печать" и как школьники учатся быть корреспондентами. В подарок главе края преподнесли несколько экземпляров школьной газеты.
"Школу-то любите?", - бодро спросил губернатор напоследок.
"Конечно", - бодро ответили дети.
Затем главе региона презентовали выставку детских рисунков и подвели для напутственного слова одного из юных авторов. В компьютерном классе губернатор дотошно расспрашивал школьников, лучше или хуже школьные компьютеры домашних, довольны ли они скоростью соединения, и нет ли перебоев со связью. Старшеклассники критикой увлекаться не стали и отвечали, что "ну так, все нормально".
На уроке музыки Александра Карлина школьники поприветствовали его особым "музыкальным приветствием" - а потом, по просьбе губернатора, исполнили его в "рэпперском варианте".
Наконец губернатор появился в актовом зале, где и должен был пойти урок. Старшеклассники, в соответствии с торжественностью момента, приветствовали его стоя, и, почему-то, - аплодисментами.
Вот эта идея – провести в школе уроки Шукшина в каждой школе, каждом классе – она возникла не от того, что мы не доверяем школьным учителям, тем, кто преподает русскую литературу – идея была такая, чтобы в проведении уроков Шукшина принимали участие те, кто представляет сегодня нашу власть, краевую и муниципальную.
Поэтому, не будучи специалистом в области литературы, я не ставлю себе задачу открыть вам неведомые грани личности и творчества Шукшина. Тем не менее, у меня есть свое суждение о Василии Макаровиче, свой опыт общения с его творчеством, и я думаю, что моими этими соображениями я имею моральное право поделиться с вами.
Творчество Василия Макаровича является уникальным. Я для себя отмечаю необычайную глубину произведений Василия Макаровича. Великие произведения мастеров литературы, и отечественных, и зарубежных, не всегда дотягиваются до этого уровня. Я бы так сказал, что и Шекспир в некоторых вопросах отдыхает, когда читаешь Шукшина.
"Суждениями о Шукшине" и соображениями о том, как надо популяризировать его творчество, глава края делился примерно половину школьного урока, - во второй половине выступления он ударился во вдохновенный рассказ о достижениях администрации края во всех сферах и будущих успехах инвестиционных проектов и целевых программ, и о том, как в этом властям помогает Василий Макарович.
Сегодня, когда мы говорим о возрождении Алтая, о том, что наши люди достойны жить в таких условиях, в каких живут люди в самых продвинутых регионах России, - вот тут свойства и качества творчества, личности Василия Макаровича должны никогда не забывать. В этом смысле нам Василий Макарович великий помощник. Когда нам не нужно изобретать каких-то форм, красивого и убедительного слога – все это у Василия Макаровича есть.
<...>
Мы должны потрудиться, чтобы сделать творчество Василия Макаровича достоянием жителей многих и многих стран. Издание наиболее полного собрания его сочинений – это только начало работы. Дальше мы должны думать о том, чтобы переводить его произведения на разные языки мира, пропагандировать его творчество. Я думаю, что мы это будем делать, и я для себя уже предполагаю каким образом – в ходе подписания соглашений с разными странами в гуманитарный раздел этих соглашений мы будем обязательно включать вопросы, касающиеся творчества Василия Макаровича.
В завершение "урока по Шукшину в свободной форме" школьники задали губернатору несколько вопросов.
Например, таких:
"Александр Богданович, как Вы относитесь к шукшинским "чудикам"?
"Вы знаете, в какой – то мере я к ним и отношусь…", - задумчиво ответил губернатор.