В красном вагоне по городским проспектам

ноябрь 12, 2003

Барнаул - один из немногих городов бывшего СССР, где электротранспорт играл и играет до сих пор ведущую роль в перевозках пассажиров. А чешские трамваи "Татры" с квадратными кабинами ходили только в трех городах Советского Союза: Твери, Уфе и Барнауле. Нынче у барнаульского травмая юбилей - 55 лет со дня пуска. Первый трамвай отправился в путь с площади Свободы 7 ноября.

Запуску трамвая помешали две войны

Не все, наверное, знают, что пустить в Барнауле трамвай мечтали американцы еще в 1911 году. Они считали наш город перспективным в экономическом плане и хотели вложить свои капиталы в какое-нибудь предприятие. И вдруг решили, что наиболее прибыльным делом станет пуск в городе электрического трамвая. Но этому противостояли барнаульские купцы, считавшие, что город обойдется без иностранного капитала. Если, мол, надо, трамвай запустят и на свои деньги.

В 1914 году трамваи ходили уже в 12 городах России. Планировалось запустить их еще в 46-ти. В это число входил и Барнаул. На запуск трамвая уже была составлена смета. Планировалось пустить трамвай от пароходной пристани по Московскому проспекту, Пушкинской улице, Староконюшенному переулку (Красноармейский пр.), Полковой улице (ул. Чкалова), 1-му Прудскому переулку (пер. Радищева) до вокзала. Помешала начавшаяся Первая мировая война.

Вспомнили в Барнауле о трамвае в 1932 году, когда строился меланжевый комбинат. Планировалось проложить трамвайные рельсы от Старого базара до комбината. Но средств не нашлось.

В 1940 году ходатайство о пуске в Барнауле трамвая отправили Сталину. Но через год началась Великая Отечественная.

На ноге двое валенок, в кабине - кирпичи

Подготовка к запуску трамвая стала вестись с 1946 года. Шла тяжело. Одних шпал нужно было уложить 16 тысяч и 10 километров рельсового полотна. И попробуй не уложись в сроки, если правительство внесло стройку в число пусковых объектов года. Для подготовки водителей направили в Новосибирск группу 11 человек. С условием, что все они вернутся в Барнаул, чтобы водить в городе трамваи.

И вот долгожданный день - 7 ноября 1948 года. Тысячи горожан пришли посмотреть на диковинку. Ведь в Барнауле тогда был развит гужевой транспорт. Трамвайный маршрут пролегал от Старого базара до Нового рынка. Там было трамвайное кольцо.

Трамваи привезли из Ленинграда. Они по нему еще бог знает с каких времен ходили, в том числе и во время блокады. Раздолбанные, холодные. Водители обували на одну ногу двое валенок, а кабину обогревали при помощи кирпичей, нагретых на кострах. Костры специально разводили диспетчеры. Зимы тогда были не в пример нынешним - многоснежными и морозными.

Трамвай барнаульцы оценили по достоинству. Через два года в городе стало три трамвайных маршрута. В начале 50-х годов стали поступать усть-катавские вагоны. А в 1958 году объем пассажироперевозок составил 33 млн. 121 тыс. человек.

Об истории барнаульского трамвая многое можно узнать в музее, который находится на территории трамвайного депо № 3. Здесь и макет водительской кабины первого трамвая, и фотографии, и почетные дипломы, грамоты. Основали музей Василий Булаев, с 1973 по 1984 год работавший начальником троллейбусного депо, и Ангелина Юхтовская, инициатор ветеранского движения трамвайно-троллейбусного управления. Их уже нет в живых. Но трамвайщики чтят свои традиции, ветераны вместе собираются на праздники. У многих стаж вождения не один десяток лет.

"Трамвай - моя жизнь"

Нынче совет ветеранов возглавляет Нина Кузнецова. Она начала работать кондуктором, а потом пошла на водительские курсы. Проработала 33 года, с 1964 по 1996 год. Успела поводить все марки барнаульских трамваев.

- Первый раз я вышла в рейс 16 августа 1964 года, - рассказывает Нина Ивановна, - села в кабину старенького ленинградского трамвая. Поехала от депо № 1 на ул. Анатолия до Старого базара. Даже не верилось, что я, деревенская девчонка, когда-нибудь буду водить трамваи. Я как только в город приехала, увидела трамвай и сразу захотела на нем прокатиться. Водила и усть-катавские и чешские. А как только вернулась с XXVII съезда партии, сразу же мне дали новые чешские вагоны с квадратными кабинами. Такое волнение испытала!

- А трудно водить трамвай?

- Если работу свою любишь, нетрудно. А для меня трамвай - это жизнь. Это моя молодость. Это лучшие годы. Я на разных маршрутах трамваи водила. Но был у меня любимый - первый. Он шел через весь город. И я ощущала ритм города. Центр, промзона... Разные пассажиры, разные судьбы. Водитель трамая - очень интересная профессия.

Надежда на трамваи из Екатеринбурга

В последние годы состояние барнаульских трамваев оставляет желать лучшего. Их салоны неоднократно курочили вандалы. А на некоторых маршрутах вечерами водители просто боятся ездить.

Старенькие, скрипучие, плохо отпаливаемые они по-прежнему востребованы пассажирами. А какова перспектива барнаульского трамвая? Ведь чехи больше не поставляют нам вагоны. Не заменят ли трамваи появившиеся в городе шведские и немецкие автобусы?

- Новые трамваи не поступали к нам уже 12 лет, - говорит Владимир Орехов, главный инженер Барнаульского трамвайно-троллейбусного предприятия, - поэтому мы ведем капитально-восстановительный ремонт вагонов. Но надежды на получение новых не теряем. Усть-катавские оказались не столь надежны. Мы как-то привыкли к чешским. А подобные им, трамваи "Спектр," выпускают сейчас в Екатеринбурге. Там они уже эксплуатируются, в Ижевске. Мы тоже обратили на них внимание. Это трамваи нового поколения, с двигателем переменного тока. Трамвай в нашем городе востребован. До сих пор мы перевозим на них до 80 процентов барнаульцев. Только за день - свыше 600 тысяч человек, то есть практически все население города. У нас около 55% пассажиров льготники, и многие из них пользуются именно трамваями.

Справка "СК"

Отметил нынче свой 30-летний юбилей и барнаульский троллейбус. запуск перврой троллейбусной линии состоялся в октябре 1973 года. Сейчас в городе 6 троллейбусных и 11 трамвайных маршрутов.

Справка "СК"

В середине 80-х годов прошлого века в Барнауле планировалось запустить линию скоростного трамвая по типу киевской. Она должна была связать Власихинскую промплощадку с промзоной на проспекте Космонавтов. Скоростной трамвай может развивать скорость до 60 км/ч. За опытом в Киев выезжала специальная делегация. Увы, тогда никто не предполагал, что через несколько лет разразится сильнейший экономический кризис и многие проекты будут свернуты.