май 4, 2009
Предприниматель и общественный деятель, рассказывает о том, чего не хватает современной молодежи и нашей молодежной политике.
Андрей Степурко, зампредседателя Совета общественной палаты Алтайского края.
Михаил Хаустов
- Андрей Викторович, значительная часть вашей общественной деятельности связана с работой с молодежью. Что вы можете сказать об интересах и проблемах молодых людей?
- Молодёжь всегда интересна, она всегда зажигательна, она всегда динамична, но, к сожалению – постоянно сегодня подвержена стрессовым ситуациям. "Дом 2" посмотреть -это же стресс! "Счастливы вместе", "Универ" - это стресс. Когда нашей молодёжи, нашей прекрасной молодёжи навязывают стереотипы таких не очень умных, толковых девушек, мужчин – ну или просто глупых откровенно – то у них, наверное, возникает вопрос, - а мы-то сами какими являемся? Я в 31-й школе в девятых классах девочкам задал вопрос: "Какие качества нужны женщине для того, чтобы быть счастливой в жизни?". Когда я собрал анкеты, я увидел в них Дашу Букину! Я задал вопрос: "А как вы относитесь к Даше Букиной?" И о ней были не очень лестные эпитеты. Но когда я стал зачитывать, сравнивать Дашу и то, что они записали, они были поражены - "А как так может быть?" И я сказал " Ребята, а вы смотрите этот фильм?" Они говорят "Да, смотрим".
Мы же мыслим образами. У нас образование, если расшифруем – это "образование образов". А кто у нас занимается "образованием образов"? Телевидение. И никто наших ребят не вытаскивает за уши и не показывает, что есть жизнь необычная, динамичная, яркая. Дом, учёба, телевизор, компьютер… В компьютере в основном "стрелялки". Как ребенок может выпрыгнуть из этого деструктива? Кто ему покажет то большое количество красивого, яркого, чтобы он мог сказать: "Да вот это здорово, я сюда пойду, там ребята хорошие!".
Агрессивная окружающая среда - в виде телевидения, средств массовой информации – накладывает на людей определённые образы, а потом эти образы начинают из подсознания давить – как вирусная программа. Есть "антивирусные программы" - спорт, нормальное правильное образование, активность, ответственность, почитание традиций своей семьи, общества, в котором ты живёшь. Но эти "антивирусные программы" не включены сегодня и работают очень разрозненно. Нет системы, их объединяющей. В этом и заключается наша функция – объединить различные организации для достижения конкретной цели.
В бизнесе, вкладывая средства, ты очень чётко понимаешь, во что ты вкладываешь: если ты строишь здание, ты представляешь это здание, которое должно будет возникнуть. А сегодня, к сожалению, получается так, что тратятся колоссальные средства, но этот результат не видится. А не видя, не представляя результата, получается, что мы вкладываем в процесс, который уходит в неопределенно далёкое будущее…
- Вы имеете в виду молодёжную политику?
- Молодёжную политику в частности. Сегодня нужно использовать программы, позволяющие дать молодёжи возможность самореализации. Но как это делать, через какие институты это делать, каким образом – вот это большой вопрос.
У них горят глаза и сердце просит. Они в принципе очень активные, но у них нет "вожаков". И всё – куда идти? Когда постоянно рассказывают о пиве, и пивнушки рядом на каждом шагу… и эта уникальная молодёжь тянется в пивнушку. Не потому что она плохая! А потому что приоритеты не расставлены. А рядом постоянно первая кнопка, вторая кнопка телевидения, НТВ, ТНТ и так далее… Те институты образовательные, общественные, спортивные и прочие другие, занимающиеся свободным временем молодого человека, не в состоянии противоборствовать рекламе, и соответственно, ведёт и управляет молодым человеком пиво "Клинское"… И я бы не сказал, что это черты возраста, это скорее установка на жизнь.
- Что Вы можете сказать о нашей барнаульской молодёжи?
- У нас есть активная молодёжь, которая появляется на всех праздниках. Проводится ли КВН, какой-то фестиваль, отчётные конкурсы, студенческие отряды, различные молодёжные клубы, молодёжные движения – практически одни и те же лица. Те, которые мы видим постоянно – "актив" так называемый. Этого актива получается 5-7% от всей молодёжи. Эти цифры – разумеется, не данные статистики, это мои наблюдения. Я могу ошибаться, конечно, на 1-2%, может быть, в ту или другую сторону. Но я прихожу в класс, где 30 детей – и вижу, что активных – 2-3 человека, остальные сидят пассивными наблюдателями.
И вот этот "актив" создает такой антураж – "вот наша молодёжь и вот какая она активная". С одной стороны на сцене эта молодёжь танцует, выступает, декламирует и поёт, с другой стороны такая же активная молодёжь сидит в зале. А остальные? Где рабочая молодёжь? Где молодежь "окраин", - те, кто живут на Солнечной поляне, Борзовой заимке или ещё где-то? Где сельская молодёжь? Как они смогут это увидеть, чтобы им можно было на кого-то равняться? Как их вытащить на эти мероприятия? Если раньше были пионеры, комсомольцы – по этой линии мы могли их "вытаскивать", а сейчас через какие общественные институты?
- И через какие же общественные институты это нужно делать?
- Вот для этого мы и используем, например, агитпоезд – но этого очень мало. Для этого мы сейчас предлагаем общественное движение "Живи как мы". Мы стараемся объединить усилия в продвижении здорового образа жизни и нестандартную подачу этой информации. Например, наш проект "5 + 1. Живи как мы". Выступления наших лучших ребят и спортсменов и ребят из искусства, из науки, которые говорят – живите как мы! Пиво – это не наш формат! Сигареты – это не наш формат! Наш формат – здоровье, здоровый образ жизни, изучение традиций, изучение науки и движение к успеху!
Мы говорим им – возьмитесь за руки и делайте историю своего города сами! Не с точки зрения наших "ветеранов – комсомольцев", а вас самих.
Арсений Бородин на одном из концертов сказал: ребята, знаете, в последнее время я очень серьёзно занялся борьбой и плаванием. Я нашёл такой драйв в этом деле и такие силы, которые позволяют мне уверенно выходить на сцену. Это мой формат и я предлагаю его вам. И я увидел, что после его слов многие из них, кто с сигаретами пришел, раз – и сигареты выкинули!
- Ещё к вопросу о методах: можно ли выделить, что пользуется наибольшей популярностью у молодежи, чем их можно "зацепить"?
- Это и КВН, и музыка, это и народные какие-то славянские, русские традиции. Когда мы делали большой концерт фольклорной музыки, очень удивительно было смотреть, когда семилетние дети сидели и смотрели два часа вообще не шелохнувшись, смотря, как играет балалайка, как поют песни, как выходит хоровод. Удивительно.
- Как вы формулируете цель вашей деятельности в этом процессе?
- Цель - объединить усилия различных общественных институтов и административных структур для достижения реальных результатов: снижения юношеского алкоголизма, наркомании, создания условий для развития творческих начинаний молодежи.
Очень важно сделать наши улицы спокойными. Но для этого нужно, чтобы каждый сделал шаг навстречу друг другу, для того чтобы изменить ситуацию. И саму молодежь нужно вовлекать в это движение
Но, конечно, очень мал процент активных людей, способных повести за собой. Есть правило Парето: 80 на 20. Всегда лидеров будет 20%, а 80% тех, кто идет за этими лидерами. Но когда из этих 20% остаётся всего 5% - это указывает на кризис общества. Таких людей должно быть минимум 10%. И наша задач – как раз поднять эту часть хотя бы до 10%.
О многих талантливых молодых людях никто не знает. Надо сделать их популярными, чтобы они могли говорить о своих достижениях, о своих результатах и вести за собой и молодёжь. Мы сами должны создавать и создаём этих "героев", на которых молодежь будет равняться.
- Вы очень много общаетесь с молодыми людьми. Они сами говорят, чего им не хватает?
- Они говорят, что им не хватает понимания, уважения со стороны, в первую очередь, взрослых. Что взрослым очень часто кажется, что молодежь – это маленькие дети, а на самом деле они уже взрослые и они хотели бы себя проявлять и реализовывать. Они говорят еще о том, что не хватает возможностей для самореализации – прежде всего информации. О том, что эту информацию негде получить.
То, что человек лицезреет, или слышит или осязает, он начинает делать, если ему это нравится. Если подросток, ребенок видит творческие коллективы, спортивные коллективы, он может сказать: "Вот мне бы так!" И у него уже есть шанс, есть выбор: пойти танцевать, заниматься спортом.
Нам надо сделать для молодежи возможность выбора – как в супермаркете. Поэтому мы наши агитпоезда наполняем "качественным продуктом" в виде художников, литераторов, спортсменов, людей занимающихся ремёслами, фольклором, песнями, чтобы они сами пришли к детям. Не детей вытащить лучших из этой школы, а прийти ко всем детям которые там учатся, и расширить для них диапазон возможностей.
Пусть к этим "золотым" 5% ещё добавятся 10%, но это уже будет результат! А эти 15% ещё потянут за собой, и это как снежный ком будет нарастать.
- Чего бы вы пожелали молодым людям?
- Я пожелал бы активности, я пожелал бы радости в жизни. Любви, хорошего настроения, уважения традиций предков своего рода, в котором ты родился, чтить память отцов и преумножать славу своих родителей.