май 7, 2009
65 лет назад режиссер Александр Роу закончил работу над фильмом-сказкой "Кощей Бессмертный", съемки которого проходили в Озерках Тальменского района. Спустя год, 9 мая 1945 года, фильм впервые показали в Барнауле в кинотеатре "Родина". Газета "Свободный курс" вспоминает историю, связанную с этой сказочной картиной.
Озеро и то место, где снимали фильм, в Озерках до сих пор так и называют – Кощейка.
– Прежде его называли Большое Займище, – рассказывает Елена Огнева, заместитель директора по науке Алтайского государственного музея истории, литературы и искусства. – Именно благодаря озеру во многом и создавался в фильме образ Руси – величественный, поэтичный, берущий за душу.
Выбор места съемок для Александра Роу был принципиальным моментом. Он намеренно привез на Алтай съемочную группу, хоть в военные годы это было и недешево, и непросто. По воспоминаниям сценариста Владимира Швейцера, Роу очень впечатлила алтайская природа – папоротник по грудь коню, залитый солнцем лес.
На Алтае снимали первую часть фильма – сцену русского праздника в посаде и нападение на него слуг Кощея. Посад не был макетом – все постройки возводили из настоящего дерева. Лес для стройки члены киноэкспедиции заготавливали сами, но помогали жители Озерок – возили его на место съемок на коровах.
Вторую часть фильма, в которой Никита Кожемяка отправляется спасать похищенную Кощеем Марью Моревну, снимали в Таджикистане.
В "Алтайской правде" в июле 1944-го было напечатано объявление: "Киноэкспедиция „Союздетфильма“ по съемке художественного фильма „Конец Кощея Бессмертного“ приглашает для участия в киносъемках на ст. Озерки лиц мужского и женского пола разного возраста".
Местные жители участвовали в массовых сценах, одна из самых эффектных – нападение слуг Кощея на посад. По замыслу режиссера в огне должен был погибнуть декорационный городок. Более того, нужно было организовать поджог пшеничного поля – в войну дело, в общем-то, немыслимое. Чтобы получить разрешение сжечь делянку с пшеницей, режиссер Роу специально писал в Совнарком. Ни о каком втором дубле не могло быть и речи! Чтобы показать сцену во всей красе, операторы вели съемку одновременно с трех точек, а за масками слуг Кощея скрывались алтайские парни.
В съемках на природе, кстати, и было ноу-хау Александра Роу: прежде считалось, что условное действие сказок должно происходить в условных же декорациях. А Роу первым "вывел" сказку в леса и поля.
Профессиональные актеры, которые приехали на Алтай в составе киноэкспедиции, – Сергей Столяров, Галина Григорьева, Иван Рыжов. Члены постановочной группы жили в детском доме – по воспоминаниям, между ними и местными жителями были очень теплые отношения.
Сергей Столяров, исполнитель роли Никиты Кожемяки, вместе с Александром Роу приехали в Барнаул на премьеру фильма. Правда, первыми картину увидели все-таки жители Озерок – это была благодарность за помощь в съемках. Считается, что в барнаульском кинотеатре "Родина" фильм впервые показали 9 мая 1945 года.
– На самом деле, подтвердить этот факт документально нельзя, но называют обычно эту дату, – говорит Елена Огнева. – Все газеты за май 1945-го изъяты органами, их нет ни в архиве, ни в библиотеке.
Зато доподлинно известно, что сразу после барнаульской премьеры "Кощей Бессмертный" отправился в Рим и был включен в конкурсную программу первого послевоенного кинофестиваля.
Киноэкспедиция „Союздетфильм“ покупает за наличный расчет голубей (разных мастей). Для осмотра голубей просьба сообщить свои адреса с указанием часов осмотра по адресу: Барнаул, почтамт, до востребования "Киноэкспедиции „Союздетфильм“.
Александр Роу – помимо "Кощея Бессмертного" создал такие сказки, как "Марья-искусница", "Морозко", "Варвара-краса, длинная коса" и другие.
Сергей Столяров (Никита Кожемяка) – снимался в фильмах "Цирк", "Василиса Прекрасная", "Илья Муромец", "Тайна двух океанов". За роль в фильме "Садко" получил "Серебряного льва" на Венецианском кинофестивале.
Галина Григорьева – работала в Театре-студии киноактера, Московском театре им. Маяковского. В кино помимо Марьи Моревны запомнилась ролью Маши в картине "Дубровский".
Иван Рыжов – снимался с 30-х по 90-е годы прошлого века.
Кощей в сказке Роу – можно сказать, эталонный парень. Артист Георгий Милляр, который исполнил эту роль, незадолго до съемок перенес малярию. "Вид у меня был отвратителен, страшен. Во время съемок лошадь не подпускала меня близко. Завидев даже издали, она в страхе шарахалась. – У моего Кощея был голый череп, сзади прямые волосы, переломленный нос и тупой выдающийся подбородок, он был в пластмассовом панцире, из которого росли острые костяные крылья".
Замысел картины возник в самом начале войны. Осенью 1941-го режиссер Роу и сценарист Швейцер в Москве во время бомбежек писали киносценарий с рабочим названием "Конец Кощея". По сути, фильм сказочным языком описывал то, что происходило в действительности: "Как гром с ясного неба упал на Русь Кощей Бессмертный, поджег наши дома и хлеба, людей повырубил и жен живыми угнал многие тысячи". Но в итоге наши победили. Так же, как в жизни!