май 7, 2009
Краевые власти пытаются сохранить объем федеральной поддержки сельского хозяйства. Именно поэтому направляют в районы петиции, в которых поручают местным чиновникам проконтролировать выполнение госпрограммы развития аграрного комплекса. На прошлой неделе эта тема в очередной раз была поднята на совещании в Главном управлении сельского хозяйства (ГУСХ). По мнению руководителя ведомства Александра Чеботаева, около 50 хозяйств края не смогут получить компенсации из-за халатности со своей стороны и со стороны кураторов отрасли.
Михаил Хаустов
Борьба за бюджетные деньги в сложившихся экономических условиях с каждым днем только обостряется. Объем федеральной поддержки, предоставляемой региону, зависит от того, как исполняются обязательства перед Москвой. Именно поэтому спускаются директивы муниципалитетам о необходимости выполнения соглашений о социально-экономическом партнерстве.
Очередная сентенция на тему господдержки была озвучена 29 и 30 апреля во время совещаний, посвященных итогам развития животноводства в I квартале. Краевые чиновники вновь напомнили районным кураторам отрасли о том, что необходимо избегать стагнации в агропроизводстве. "Государственная поддержка в прошлом году практически была равна прибыли всего сельского хозяйства Алтайского края. Если бы аграрный комплекс остался без дотаций, то получил бы среднюю рентабельность минус 1%, а с дотациями он получил плюс 23%", – обозначил важность сохранения федеральной и региональной помощи Александр Чеботаев. Для справки: в 2008 году по всем направлениям господдержки сельхозпроизводители получили 3,7 млрд. рублей. В то же время чистая прибыль сельхозорганизаций составила около 3,6 млрд. рублей.
В своем обращении к начальникам райсельхозуправлений Александр Чеботаев сделал акцент на том, что при сокращении поголовья скота или при невыполнении других обязательств госпрограммы развития АПК региону грозит сокращение федерального финансирования. "Неисполнение соглашения, заключенного между Минсельхозом и краевой администрацией, на 1% лишит нас 10% предусмотренной поддержки", – отметил руководитель ведомства.
Как рассказал замначальника ГУСХ Михаил Чмырев, общее количество коров в крупных и средних хозяйствах за I квартал текущего года не сократилось. Но три сельхозпредприятия снизили количество скота более чем на 100 голов. Еще в 48 агрокомпаниях вырезали от одного до 30 животных. Последняя категория "хозяйственников" у Александра Чеботаева вызвала недоумение: "Это принципиальные вещи – хоть на одну голову, но уменьшить стадо? Или руководители просто не хотят заниматься животноводством?" И назвал более 10 случаев, когда в районах шел штучный убой, испортивший статистику.
Показательными стали примеры в СПК "Кировский" Ельцовского района, где за первые три месяца текущего года стадо КРС сокращено на две головы, и СХА "Рассвет" Косихинского района, где под нож пошло всего одно животное.
"Мы пропустили в I квартале дотации для животноводческих предприятий, которые снизили поголовье до 10%. Но направили в районы письма с предупреждением, что если до 1 мая поголовье не будет восстановлено, хозяйства утратят возможность государственной поддержки", – настаивал Александр Чеботаев. Но, по его словам, муниципальные сельхозуправления не отреагировали на послание и не исправили ситуацию, а вместе с тем и статистику. И такая халатность, скорее всего, лишит 48 хозяйств возможности субсидирования.
Провинившиеся не смогут претендовать и еще на один вид поддержки. На рассмотрении в правительстве находится программа развития молочного скотоводства. Изначально на федеральном уровне предполагалось утвердить шесть аграрных документов по развитию мясного и молочного скотоводства, свеклосахарного производства, сельского туризма и пчеловодства. Но позже в правительстве решили направить средства на молочное направление. Пока отсутствует информация о том, когда программа будет ратифицирована и каким образом регионы будут получать средства. Хотя известны отдельные критерии отбора участников программы.
В первую очередь будет обращаться внимание на отсутствие долгов хозяйства по зарплате и налоговым платежам, а также на сохранение поголовья скота на уровне 1 января 2009 года. Кроме того, по словам Александра Чеботаева, компенсации получат те сельхозпроизводители, которые в год реализуют более 3,5 тыс. тонн молока.
Опасения ведомства по поводу общего объема господдержки не разделяют те сельхозпроизводители, которые были перечислены в списке штрафников. "Этот год – один из сложных для животноводства. В прошлом сезоне была засуха, и, соответственно, мы не смогли обеспечить кормовую базу хозяйства. Нам хотелось бы получать дотации на производство или реализацию молока, но пока этого нет. И судя по названным критериям, мы все равно не попадаем в число участников новой программы", – прокомментировала главный бухгалтер СПК "Ореховский" Антонина Михальцова.
О том, что в данных статистики зафиксировано сокращение поголовья, в СПК "Тополинский" Бурлинского района были не в курсе. "В этом году мы не снизили количество КРС. Видимо, это издержки отчетности. И компенсации мы сейчас тоже не получаем", – заметила главный бухгалтер СПК Антонина Михелис. Но потом перечислила несколько видов господдержки, которыми пользуется хозяйство. Это компенсации на покупку ГСМ и субсидирование части банковской процентной ставки по привлеченному кредиту.
Фермер Александр Гуков придерживается противоположной точки зрения, правда, и в "черном" списке ГУСХ его хозяйство не значится. "Почти половина полученной нашим хозяйством прибыли – это все виды государственных субсидий. Разве мало?" – размышляет он. Из-за недобросовестной работы отдельных сельхозпроизводителей могут пострадать успешные агрокомпании.