май 22, 2009
В пятницу, 15 мая, редакторы ведущих СМИ встречались с губернатором. Общались неформально, за чашкой чая. Не по правилам кратких вопросов и пространных ответов, а на равных. И место для переговоров было подобрано подобающее – резиденция журналистов "ТАСС". Вроде бы как и на территории прессы, но и на площадке, созданной по инициативе властей.
Схожая беседа состоялась в марте прошлого года. Тогда сидели в большом кабинете за длинным столом. Говорили о том, почему нет взаимопонимания. Почему возникли обиды. Я для себя ответил так: "Потому что мало кто из вице-губернаторов или начальников управлений берет на себя смелость что-то говорить, комментировать. Как только возникает острая или непонятная тема – все прячутся в кусты. Боятся – а вдруг прилетит по шапке".
В итоге тональность той встречи, эмоциональная окраска, получилась несколько иной – немного обиженной, чуточку нервной и, скорее, назидательной. С представителями одной из федеральных газет хозяин кабинета поговорил жестко. Они, кстати, тоже за словом в карман не лезли. В итоге остались квиты. Но было и рациональное зерно – в крае после той "посиделки" стали практиковаться пресс-туры вице-губернаторов по городам и весям. Так их приучали к общению. Скажу честно, приучили не всех. Некоторые до сих пор прячутся.
Время прошло. Все мы (участники мартовских дебатов) немного изменились, узнали друг друга лучше, поняли, наверное, что история всех рассудит. Новая беседа закрутилась уже не вокруг межличностных отношений, а вокруг края, в котором живем. Это даже хорошо получилось, общались продуктивнее.
Много говорили об "Алтайском Приобье". Проект большой, интересный, идеологически выверенный. Вызывает понятную зависть у осведомленных соседей, знающих о том, что значит межрегиональная конкуренция. Но вызывает непонимание и у большинства местных жителей, которые "что-то слышали". Самое распространенное мнение об "Алтайском Приобье" – "наши чиновники хотят побольше денег с Москвы срубить". Глубже мало кто копает. А надо бы. Причем всем вместе и по отдельности. Ведь проект должен иметь некий общедоступный "товарный вид", а не оставаться мифическим "золотом партии".
В нем еще есть множество узких мест для широких дискуссий. Где взять умных и талантливых людей, которые будут поднимать новую алтайскую целину? Кто сюда поедет работать? Что думает об этом проекте большая наука? Готовы ли наши сельское хозяйство и промышленность проглотить огромный кусок инвестиций и не подавиться? Не получиться ли вновь так, что "вкладываем-вкладываем, вкладываем-вкладываем, а на выходе лишь 101% роста". Соседи с явно не аграрной спецификой засмеют.
Прозвучало предложение создать "Алтайскому Приобью" свой сайт. Идея хорошая, но до конца не созревшая. Для начала надо бы утвердить то, что может удачно вписаться в концепцию продовольственной безопасности, а потом уже презентовать широким массам. Есть пример. Недавно опубликовали Стратегию национальной безопасности России. Всего 112 пунктов. Но большинство не читало. Дескать, слишком много букв. Зато засветиться с комментарием в Интернете умников хватает.
Важной была и еще одна мысль. "Алтайское приобье" не нуждается в суетливой пропаганде. Да и в любой другой тоже не нуждается. Потому что пропаганда сама по себе уже подразумевает некую нечестность. По отношению к себе и к людям. У нас на эту тему недавно был случай. Эксперт прокомментировал в газете плюсы и минусы "Алтайского Приобья". Получил нагоняй от прямого начальника-агрария, который вхож в администрацию края и АКЗС. В итоге звонил в редакцию с оправданиями и дополнениями. Спрашиваю: "Зачем?" В ответ: "Ну, вы понимаете…".
В условиях общего падения доходов любой покупатель голосует кошельком и желудком, а не квасным региональным патриотизмом. Ему без разницы, где производится майонез "Персона". Главное, чтобы тот был вкусный и доступный по цене. Поэтому говорили о продвижении алтайской продукции на чужие территории. Точнее, на территории наши, рассейские. Но там алтайскому продовольствию не очень-то рады. Не покупатели, а местные чиновники и предприниматели. У них свои интересы, у наших – свои. В такой противоречивой ситуации межрегиональное сотрудничество утопично. Все будут улыбаться друг другу, как на восточном базаре, но делать все наоборот. Нам тоже надо гнуть свою линию. Играть на опережение. И в этом смысле презентационные ролики об алтайском меде и сыре – ход верный. И разработка логотипа аграрного края – тоже. Надо их поскорее запускать на федеральные каналы. Особенно в канун Шукшинских чтений. Чтобы усилить эффект нашего присутствия. Мы тоже живем в России, а не где-нибудь в Казахстане. Москвичам и прочим космополитам полезно знать.