май 14, 2009
Вам когда-нибудь приходилось слышать от человека слова: "Я устал жить. Хочу уйти из жизни. Не мучьте меня и отпустите!" Я услышала. Как раз на праздники, когда кругом весело праздновали Победу, весну и жизнь. Была в гостях у знакомой, отец которой уже несколько лет прикован к постели. Диагноз-приговор – рак. Врачи прогнозировали, что проживет 67-летний больной не более полугода, но вот уже три года человек мучительно отсчитывает часы, дни, месяцы и годы. То немногое время, когда отец находится в сознании, дочь слышит от него только мольбы о том, чтобы прекратить его мучения. Слушает, плачет и утешает. Не столько умирающего, сколько себя.
Визит произвел на меня очень тягостное впечатление. Прощаясь, знакомая сказала: "Уж разрешили бы у нас в России эвтаназию. Сил нет смотреть, как отец мучается Мы, словно в аду живем, не жизнь ему продлеваем, а мучения. Иногда себя ненавижу за слабость и трусость, что не могу помочь ему избавиться от мучений. Боюсь, что посадят. А за что?"
В России в ближайшее время закон об эвтаназии, скорее всего, принят не будет. Хотя . Согласно предложениям разработчиков, такой больной сам должен заявить о своем желании уйти из жизни сначала в устной форме лечащему врачу, а затем и в письменной - написать на его имя заявление, заверенное нотариально. Далее документ будет рассматривать медицинский консилиум с участием специалистов других медучреждений. Если заключение о болезни подтвердится, то заявление пациента отправится на рассмотрение созданного при органе исполнительной власти совета, в состав которого войдут медики, представители прокуратуры, адвокаты, представители общественных организаций. Два месяца они должны будут изучать этот вопрос, проверять, не оказал ли кто-то влияние на решение больного. За это время пациент вправе изменить свое решение. Если же за этот срок он не передумает, то ему введут повышенную дозу обезболивающего, чтобы прекратить работу мозга.
Многие правозащитники выступают за принятие данного закона, государство и церковь – против. Пока же российским врачам "удовлетворять просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами". Лицо, которое осуществляет эвтаназию, "несет уголовную ответственность".
Странный парадокс, есть люди, которые добровольно хотят уйти из жизни, они смертельно больны и не хотят больше обременять близких... А есть нелюди, которые душат своих детей, а государство очень лояльно к ним относится. Есть наркоманы и алкоголики, которые медленно убивают себя, а наркоторговля процветает. Есть дети этих самых наркоманов и алкоголиков, больные по причине вполне очевидной и живущие в ужасных условиях с малолетства. И много чего еще в нашей стране вызывает недоумение.
В Нидерландах, Бельгии и штате Орегон (США) эвтаназия, или легкая смерть, законодательно разрешена при соблюдении весьма строгих правил. Уверена, что нелегально она действует практически во всех странах мира, даже там, где она категорически запрещена, в том числе и в России.
Есть мнение, что легко принимать радикальные решения, вроде того, что эвтаназии быть, если это не касается тебя или твоих близких. Но меня это коснулось, правда, очень давно. Но и по сей день тяжелые воспоминания, и горькое осознание беспомощности сидят занозой в памяти. Я считаю, что возможность выбора, даже такого сложного морального выбора, все-таки лучше, чем полное отсутствие выбора.