май 15, 2009
Изменения в Устав Барнаула были приняты 14 мая на заседании городской думы. Среди прочих поправок депутаты приняли норму, касающуюся процедур отчета главы перед депутатами, а также удаления в отставку главы муниципального образования. На федеральном уровне эти изменения в 131-й закон уже внесены и опубликованы.
Теперь Барнаульская городская дума вправе удалить в отставку мэра Барнаула по собственной инициативе или по инициативе губернатора. Основанием для удаления может быть неисполнение мэром в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных федеральными законами. Неудовлетворительная оценка деятельности мэра гордумой по результатам его ежегодного отчета, данная два раза подряд - тоже основание для отставки.
Инициатива депутатов об удалении мэра в отставку, выдвинутая не менее чем одной третью от установленной численности депутатов, оформляется в виде обращения, которое вносится в гордуму. Об этом уведомляются губернатор и мэр. Рассмотрение инициативы депутатов об удалении мэра в отставку осуществляется с учетом мнения губернатора, кроме того он имеет право и сам инициировать отставку главы краевого центра и внести в думу соответствующее обращение. Рассматривается вопрос в течение месяца, решение считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 от установленной численности депутатов (то есть 24 депутата Барнаульской гордумы из 35).
Владимир Колганов, мэр Барнаула, выразил надежду, что барнаульским депутатам такую инициативу рассматривать не придется.
Я думаю, что изменения в закон, усиливающие контроль над работой глав муниципальных образований, нормальны. Мы работаем в таком режиме давно и сразу выбрали для себя такую форму работы: ежегодный отчет перед депутатами. Но раньше это не было обязательной функцией, а теперь законодательно подтверждено. Что касается инициативы руководителя субъекта федерации, самих депутатов по отстранению главы города, то я думаю, что, если глава работает, - то такой инициативы и не будет.
Если в результате принятых мэром решений или действий:
- возникает просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих долговых и (или) бюджетных обязательств, превышающая 30 % собственных доходов бюджетов муниципальных образований в отчетном финансовом году. Или просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих бюджетных обязательств, превышающая 40 % бюджетных ассигнований в отчетном финансовом году, при условии выполнения бюджетных обязательств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в отношении бюджетов муниципальных образований;
- если при осуществлении отдельных переданных государственных полномочий за счет предоставления субвенций местным бюджетам органами местного самоуправления было допущено нецелевое расходование бюджетных средств либо нарушение Конституции Российской Федерации, федерального закона, иных нормативных правовых актов, установленные соответствующим судом.