май 18, 2009
Негативной тенденцией реформы ЖКХ стало "выдавливание" частных игроков с рынка жилищно-коммунальных услуг, которое активно происходит и в Алтайском крае. Это один из основных выводов мониторинга, которые 14 мая на "круглом столе" в Барнауле озвучил Игорь Шемякин, член президиума экспертного совета по ЖКХ при Комитете Госдумы по строительству и земельным отношениям.
Мониторинг проводился с середины 2008 года по начало мая года текущего в нескольких регионах России. Он был нацелен на выявление того, как реализуется Федеральный закон № 185 "О фонде содействия реформированию ЖКХ". По итогам мониторинга эксперты пришли к выводу, что задуманная властью жилищно-коммунальная реформа на практике серьезно пробуксовывает, а в будущем вообще может быть свернута.
По данным Игоря Шемякина, искажение реформы выражается в нескольких аспектах. Например, во многих регионах создаются ТСЖ, существующие лишь на бумаге. Нужны они только для создания "правильной" статистики. Ведь для получения средств из федерального центра существенная часть всего жилого фонда должна управляться именно ТСЖ. Стоит отметить, что представители краевой власти считают рост количества ТСЖ позитивным показателем, свидетельствующим о развитии конкурентной среды в сфере управления. По крайней мере, об этом в интервью "ВД" в марте 2009 года говорил Николай Целищев, руководитель Управления Алтайского края по ЖКХ. Всего в регионе работают 514 таких товариществ, в управлении которых находится 1,6 тыс. многоквартирных домов, или 1,5% от всего жилого фонда.
Еще одна коммунальная "выдумка", обозначенная г-ном Шемякиным, – создание "частных" игроков рынка ЖКХ путем преобразования ЖЭУ, ДЕЗов и МУПов в акционерные общества со стопроцентным муниципальным капиталом. Затем 80% активов общества передается аффилированной с администрацией коммерческой структуре. В этом случае компания становится на 80% частной, что открывает для нее возможность претендовать на средства из фонда ЖКХ. А муниципалитет бодро рапортует наверх о "создании частного рынка ЖКХ".
Другая негативная тенденция – "выдавливание" частных игроков с рынка жилищно-коммунальных услуг. "Такие вещи наблюдаются в некоторых городах и районах Алтайского края. Бывает, что дома отбираются у частных управляющих компаний и передаются обратно в МУПы", – сказал Игорь Шемякин. С г-ном Шемякиным можно согласиться. Ведь у многих еще на слуху конфликт управляющей компании "Мой дом" и МУП "ЖЭУ-30" за дом на ул. Энтузиастов, 28 в Барнауле, о котором редакция газеты "Ваше дело" неоднократно рассказывала.
Одним из способов борьбы с "частниками" игроки рынка называют формирование рейтинга управляющих компаний. Последний такой документ был обнародован администрацией Барнаула в марте 2009 года. "Почему первые места в рейтинге отданы компаниям, где доля муниципальной собственности в уставном капитале общества достигает более 50%?" – задавалась тогда вопросом Валентина Гевейлер, директор управляющей компании "Коммунал-Элит".
По словам Игоря Шемякина, порождением коммунальной реформы является и рейдерский захват многоквартирных домов, который получил распространение только в последнее время. Выглядит это примерно так. В доме возникает сильное и успешно работающее ТСЖ, которое приводит здание в надлежащее состояние. После этого дом становится "лакомым кусочком" для управляющих компаний. Они с помощью проведения общих собраний жильцов, которые зачастую организуются с применением подкупа или угроз, получают контроль над домом и его финансовым потоком.
Что касается перспективы реформы ЖКХ, то Игорь Шемякин видит ее достаточно негативно. "Я рисовал модель ЖКХ в виде тележки, в которую запряжено некое четвероногое животное с хвостом. Оно приводится в движение с помощью морковки, находящейся в руках у седока. Морковка кончается – движение останавливается", – образно выразился г-н Шемякин. По его прогнозам, так же будет и с федеральными средствами. Когда регионы выберут все их лимиты, реформа ЖКХ затормозит.
У Николая Целищева другое видение будущего реформы "коммуналки". Как он подчеркивает, что в 2008 году 12 частных компаний зашли на рынок ЖКХ в районах Алтайского края. Они вложили собственные средства в модернизацию инфраструктуры. По мнению г-на Целищева, этот пример свидетельствует о привлекательности коммунального рынка для бизнеса. Он выразил уверенность в том, что реформа ЖКХ в будущем не остановится, поскольку ее станут двигать вперед именно частные инвестиции.
185-й закон – это не панацея от всех бед. Он призван нас стимулировать, расшевелить. Но нужно помнить, что постоянно он работать не будет. Надо быть к этому готовыми. Государство не может постоянно быть донором. Я считаю, что реформа ЖКХ будет развиваться и углубляться. А задача всех ветвей власти – помогать этому.
Конечно, 185-й закон имеет свои несовершенства. Скажем, в нем забыты граждане, которые на вполне законных основаниях избрали такую форму, как непосредственное управление своими жилыми домами. Они не имеют права на господдержку. Хотя это такие же барнаульцы и россияне.
Есть и другие проблемы. Скажем, у нас существуют мощные компании – "Свой дом", "Родной Барнаул", "Городская управляющая компания". Однако они пришли на рынок не путем голосования жильцов, а попали на него через конкурсы. В результате жители управляемых ими домов не имели возможности получать средства из фонда содействия развитию ЖКХ.