май 28, 2009
Развитие многоуровневой системы кооперации сельхозпроизводителей – один из способов выживания в условиях дикого рынка. Такого мнения придерживается Николай Халин, начальник отдела промышленного садоводства, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств Главного управления сельского хозяйства края.
Выгодно продавать продукцию с личных подворий позволит кооперация.
Олег Богданов
Опыт работы в сельскохозяйственном потребительском кооперативе (СПоК) Николай Сергеевич получил еще задолго до того, как стал чиновником. Сегодня он готов поделиться им со всеми, кому интересна кооперация.
– Когда в 2006 году в Новичихинском районе мы создали кооператив "Сельский кредит", у некоторых его пайщиков был багаж долгов, а также сложности с привлечением кредитов, – рассказал Халин. – Поодиночке своих проблем они бы не решили никогда, помог кооператив, ставший посредником между ними и банком.
К примеру, пайщики смогли вплотную заняться техническим перевооружением и приобрели несколько тракторов и комбайнов. Один из банков вошел в число ассоциированных членов кооператива, и это позволило привлекать кредиты под весьма низкую по тем временам процентную ставку 6% годовых. В 2008 году Николай Халин стоял у истоков сельскохозяйственного кооператива второго уровня, призванного консолидировать те СПоК, которые создаются на базе поселений и районов края.
– Членство в кооперативе не лишает пайщика самостоятельности, каждый работает в своем хозяйстве так, как считает нужным, но получает гораздо больше возможностей для роста, – утверждает Халин. – К примеру, в нашем кооперативе были такие хозяйства, которые за несколько лет смогли вырасти и превратиться в крепких фермеров.
Между тем проблемы с привлечением кредитов – далеко не самая страшная вещь, с которой сталкиваются небольшие агрофирмы и владельцы личных подсобных хозяйств. Есть вопросы и посложнее.
– Сегодня закупом молока с частных подворий занимаются предприниматели, которых мало волнуют проблемы крестьян, – считает Халин. – Приезжают в село и ставят перед фактом: молокозавод снижает закупочные цены до 7 рублей, а я буду принимать по 4. При этом молокозавод платит ему не только базовую цену, но и надбавку за показатели, в результате перекупщик наживается, а крестьяне едва сводят концы с концами.
Создание снабженческо-сбытовых кооперативов – один из путей решения проблемы. По словам чиновника, сегодня существует программа, предусматривающая финансирование технического оснащения таких кооперативов танками-охладителями, лабораторным оборудованием и техникой для доставки и сбора молока. Пока она находится на утверждении Минсельхоза.
Какими ресурсами смогут воспользоваться снабженческо-сбытовые кооперативы, конкретики пока нет. Но, по словам Халина, в краевом бюджете на это уже заложена сумма порядка 6,1 млн. рублей. С учетом федеральных средств цифра может вырасти вдвое.
– Самое главное – это добрая воля жителей того или иного поселения или района, они сами должны собраться и решить, к примеру, сколько молока и какого качества они могут собрать, кому они будут его сдавать, было бы неплохо, если в этом вопросе им бы помогли главы поселений, – считает Халин.
По закону для того, чтобы создать кооператив, необходимо как минимум пять физических или два юридических лица. Но оптимальным будет такое количество пайщиков, которое позволит содержать кооператив.
– Лучше всего, если это будет 50–100 человек, в этом случае можно обеспечить высокие объемы молокосдачи и выгоду для каждого члена кооператива, – считает Халин.
Также нет и однозначного ответа, каким может быть вступительный взнос. Пайщики сами должны определиться, сколько денег вносить.
1 млн. 447 тыс. рублей – столько кредитных средств на развитие ЛПХ было привлечено через сельскохозяйственные кредитные кооперативы с начала 2009 года.