май 29, 2009
"Ваше дело" продолжает вести рубрику "История", посвященную известным алтайским предпринимателям и предприятиям прежних веков. В предыдущих выпусках мы рассказывали об уникальном "Барнаульском содовом заводе", а также о предпринимательской семье Винокуровых из Камня-на-Оби, которая в начале XX века входила в число крупнейших зернопереработчиков и хлебных торговцев Алтая. В сегодняшней публикации речь пойдет о становлении энергетики на Алтае и о той роли, которую в этом процессе сыграли наши известные купцы Иван Платонов, Павел Сухов, Иван Поляков и другие.
Развитие алтайской энергетики началось не с крупных городов, а с сельских поселений, в которых располагались промышленные предприятия. Основная причина, по которой деловые люди электрифицировали свои заводы, заключалась в желании обезопасить их от пожаров. Кроме того, внедрение электричества позволяло вывести технологический процесс производства на качественно новый уровень.
"Энергетическим первопроходцем" Алтая можно назвать томского купца Богомолова, который в 1890 году электрифицировал свою мельницу в деревне Завьялово Барнаульского округа. Спустя несколько лет его примеру последовал купец Иван Платонов. В 1892 году он провел электричество на Зудиловскую крупитчатую мельницу, а в 1895 году свет загорелся на принадлежащем ему Иткульском винокуренном заводе в Бийском округе.
В 1890-е годы электроэнергия для освещения и производственных нужд начала использоваться на мельнице в селе Бердском Барнаульского округа, которая принадлежала предпринимателю Владимиру Горохову. В начале XX века Горохов провел электрическую канатную дорогу от мельницы к пристани. В тот же период в Новониколаевске (сегодня – Новосибирск) была построена пятиэтажная мельница, принадлежащая крупному предпринимателю Трофиму Лобастову. На ней изначально было проведено электричество. По новой технологии освещалась и мельница другого известного новониколаевского купца – Ивана Луканина.
Пожалуй, дальше всех в деле электрификации шагнул Аггей Антонов, руководитель маслодельной артели из села Старая Барда Бийского уезда, один из первых деятелей кооперации на Алтае. В 1912 году в этом селе по его инициативе была построена гидроэлектростанция. ГЭС мощностью 28 кВт была возведена на речке Чапше для обеспечения электричеством мукомольной мельницы и маслозавода. Кроме того, свет пришел в 700 домов жителей Старой Барды. По данным историков, станция приносила артели неплохой доход – 2,1 тыс. рублей ежегодно. Для сравнения: на такие деньги в начале ХХ века можно было купить хороший каменный одноэтажный дом в центре Барнаула.
Постепенно технический прогресс добрался и до городов. В 1898 году в доме барнаульского купца Павла Сухова появилась первая в городе электростанция. Она была размещена на первом этаже каменного двухэтажного здания на ул. Большой Тобольской, 24 (сейчас – ул. Льва Толстого). Станция освещала дом и магазин Сухова, а также подсобные помещения.
Уже упомянутый Иван Платонов в 1900 году построил возле своего особняка в Барнауле электростанцию мощностью 140 кВт. Она освещала усадьбу самого Платонова, а также магазины Второва, Сковородова, дома купцов Флягиных, Федуловых, здание Алтайского общественного собрания и Народный дом (сегодня это здание краевой филармонии). Также электричество от нее получали два десятка уличных фонарей. В 1910 году мощность станции была увеличена, и свет от нее провели во многие центральные магазины и отделения банков. По данным историков, станция приносила владельцу доход в 10–15 тыс. рублей в год, который формировался за счет взимания с потребителей "абонентской платы". Именно тогда было положено начало этой системе, которая работает и по сей день. В 1914 году стоимость станции оценивалась в 92,4 тыс. рублей.
Кстати, заслуги Платонова в становлении энергетики не остались незамеченными. В 2006 году при содействии компании "Алтайэнерго" о нем сняли фильм "Мечты купца Платонова", который был показан по краевому телевидению. Стоит отметить, что в начале XX века электростанции также работали в домах купцов Полякова и Смирнова. От станции Ивана Полякова были запитаны дом купца, принадлежавший ему магазин (ныне – магазин "Красный"), пимокатная фабрика и хозяйственные постройки.
Первая электростанция в Бийске также появилась благодаря стараниям предпринимателей того времени. Ее построила на берегу реки Бии в 1898 году купчиха Елена Морозова. На станции использовались самые новейшие технологии того времени. Электростанция была оснащена компаунд-машинами на паровых двигателях. Они давали спокойный, равномерный ход. К этим устройствам присоединялись динамо-машины и гигантские аккумуляторы производства фирм Симменса и Гальске.
Для освещения города использовались лампы с угольными нитями накаливания. От электростанции шли медные провода. Они располагались на столбах, увенчанных фарфоровыми изоляторами. На улице провода были "голые", а внутри зданий их покрывали изоляцией и обматывали шелковистой прядью. За электричество с абонентов взималась плата. Станция приносила своей хозяйке 1,7 тыс. рублей в год. Морозова не брала плату лишь с Троицкого собора, Еленинской церкви, а также с Алексеевской богадельни.
В 1907 году электростанция была продана товариществу "Электросвет", председателем которого был купец первой гильдии Николай Ассанов, занимавшейся торговлей с Монголией. "Электросвет" был создан еще в 1904 году. В состав компании входили 13 человек учредителей ("полных товарищей") и пять вкладчиков с общим капиталом 84 тыс. рублей. Одним из товарищей был крупнейший предприниматель Бийска Александр Осипов, который торговал хлебом и мануфактурно-галантерейными товарами. Также в состав "Электросвета" входил купец Михаил Притчин, торговавший мануфактурой, галантереей, готовым платьем, чаем и сахаром. В числе вкладчиков товарищества был известный бийский предприниматель Алексей Васенев, который проводил торговые операции с Монголией и Китаем.
Таким образом, все электростанции были построены прежде всего для личных нужд их создателей, удовлетворяли их сугубо личные коммерческие интересы. Однако, решая задачи развития собственного дела, купцы стали проводниками технического прогресса в обществе, заложили основу энергосистемы Алтая. Использование ими электричества вышло за рамки коммерческой деятельности и приобрело социальный характер.
140 кВт – такой была мощность станции купца Платонова, построенной в 1900 году.
1920 год – на электропроводной станции Барнаула установлена турбина мощностью 420 кВт. Через 10 лет мощность станции была доведена до 1840 кВт.
1936 год – введена в строй первая турбина ТЭЦ-1 мощностью 4 тыс. кВт. Станция предназначалась прежде всего для обеспечения работы Барнаульского текстильного комбината.
1955 год – начала работу ТЭЦ-2, ее мощность составила 75 мВт. Станцию соединили высоковольтной линией с ТЭЦ-1.
1963 год – введена в действие подстанция "Чесноковская" мощностью 220 кВ с линией Чесноковская – Белово, а также высоковольтная линия 110 кВ Чесноковская – Новосибирск и ТЭЦ-2 – Чесноковская. Энергосистема края вошла в параллельную работу с Объединенной энергетической системой Сибири.
1976 год – начала работу ТЭЦ-3, мощность которой на тот период составляла 430 мВт.
Источник: компания "Алтайэнерго".
Если говорить о предпринимателях прошлых веков, то да. Кроме того, они не только внедряли технические новшества, но и были людьми совестливыми, болели за Отечество. Представители делового сообщества занимались благотворительностью, строили школы и больницы. Нынешние предприниматели, к сожалению, совсем другие.
Только некоторые. Те, которые занимаются внедрением в производство инновационных технологий. Ведь большое количество бизнесменов занимаются просто куплей-продажей товаров. Несмотря на то что они могут внедрять новые технологии в торговле или продавать инновационные товары, называть их проводниками технического прогресса неправильно.
Проводниками технического прогресса прежде всего являются бизнесмены, внедряющие инновации, новые технологии. Однако мне кажется, что понятие прогресса нужно рассматривать гораздо шире. Возьмем, к примеру, наш кооператив. Мы изготавливаем фарфоровые изделия. Это технически сложный ручной труд. Так вот, для нас стремление к прогрессу выражается в постоянном поиске новых идей и форм, в которые их можно воплотить.
Обычно под словом "предприниматель" понимается человек, который занимается банальной куплей-продажей товаров и зарабатывает только за счет своей изворотливости, умения купить подешевле и продать подороже. Такого предпринимателя назвать проводником технического прогресса никак нельзя. Однако если понимать под предпринимателем человека, который занимается производством, прилагает всю свою техническую мысль и изобретательность для улучшения работы предприятия, то такой человек достоин именоваться проводником прогресса.
Да. Так сложилось исторически. Ведь именно по инициативе и на средства предпринимателей возводились железные дороги, заводы, покупались различные паровые машины. Сейчас предприниматели "с головой" тоже следят за научно-техническим прогрессом, применяют новые технологии. Все это они делают для того, чтобы минимизировать затраты на производство. Это, в свою очередь, должно привести к увеличению прибыли.
Предприниматель по своей природе является сторонником инноваций. Существует много определений предпринимательства. Однако практически в каждом из них отмечается, что это инициативная деятельность, направленная на получение прибыли и связанная с рисками. Здесь просто невозможно обойтись без нововведений. Сибирское дореволюционное предпринимательство очень хорошо демонстрирует это. Начнем хотя бы с того, что Барнаул был основан предпринимателем Акинфием Демидовым, который построил здесь медеплавильный завод. Для этого завода была сооружена огромная плотина длиной 500 метров и шириной в основании 52 метра. По тем временам это было грандиозное гидротехническое сооружение даже по европейским меркам!
Именно предприниматели еще в XIX веке поставили на Алтае первые крупитчатые мельницы, которые позволяли изготавливать муку очень тонкого помола – "крупчатку". Из нее выпекали особый крупчатый хлеб, который считался десертом. Одними из первых такую мельницу в Томской губернии, к которой относился Алтай, построили купцы Юкляевский и Шерлаимов. В конце XIX века, когда произошел "хлебный бум" и урожаи зерновых культур стали резко увеличиваться, количество мельниц также росло. Стали появляться первые мельницы, работающие от паровых машин.
Новатором был и Матвей Пранг, построивший на Алтае первый содовый завод в России. Он не только создал уникальную продукцию, но и разработал маркетинговую стратегию для ее продвижения. Для этого Пранг проводил целые рекламные кампании: издавал листовки и брошюры, возил изделия на известные выставки. В итоге предпринимателю удалось добиться своей цели – завод стал приносить большую прибыль.
Предприниматели приложили руку и к созданию железной дороги. Петербургский торговый дом Алейникова и Аверина, имевший отделение в Барнауле, был одним из основных подрядчиков при строительстве алтайской железной дороги. Им были построены 382 версты железнодорожного полотна и здание барнаульского вокзала.
Первый на Алтае автомобиль появился у сына одного из барнаульских купцов Морозовых. Причем интересно, что Дума запретила ему ездить на машине в городской черте, поскольку жители жаловались, что шум от авто пугает лошадей. Однако купеческий сын был человеком неглупым. Он запрягал в автомобиль лошадей, таким способом выезжал за город и там катался в свое удовольствие. Это документально зафиксированный факт.
Появление и развитие телеграфа тоже связано с предпринимателями. Телеграф, конечно, являлся государственным. Однако бизнесмены были заинтересованы в его развитии. Представителям делового сообщества он был необходим для того, чтобы получать информацию об изменениях в рыночной конъюнктуре. Здесь можно привести пример с купцами из Тары – одного из старинных сибирских городов. Они буквально заваливали Министерство внутренних дел прошениями о том, чтобы в их город провели телеграф, и даже были готовы частично оплатить это.
Материал подготовлен при использовании следующих источников: энциклопедия "Предприниматели Алтая", издания "Галерея славных людей города Бийска", "Алтайская кооперация: страницы истории", сайты www.bges.ru, www.kuzbassenergo.ru, www.businesspor.ru и др.