июнь 3, 2009
Все процветающие регионы похожи друг на друга, каждый несчастливый регион несчастлив по-своему. Такой вывод напрашивается при чтении недавнего исследования "Российские регионы в борьбе с кризисом" консалтинговой компании ФБК (Москва).
Приоритеты местных властей – усиление социальной защиты и поддержка рынка труда.
Анна Зайкова
Эксперты ФБК обратились к опубликованным антикризисным планам российских регионов и проанализировали их по нескольким направлениям. И пришли к малоприятному выводу: единой региональной антикризисной программы не существует, на местах с кризисом справляются как могут. И не всегда удачно.
Начнем с того, что регионы в кризис действительно несчастливы по-разному. Возьмем, допустим, индекс промышленного производства. Падение в целом по больнице, то есть по российской промышленности, в I квартале составило 14,3%, а в апреле и вовсе 16,9%.
Однако если рассматривать каждого "больного" по отдельности, разница в температуре колоссальна. К примеру, объем промпроизводства по итогам I квартала вырос в Ненецком автономном округе на 34,7%, в то время как в Орловской области снизился на 38,3%!
Откуда такая разница? Рост объясняется запуском производств и месторождений, инвестиции в которые были произведены в основном в докризисный период. В том же Ненецком АО промышленность поддержали новые нефтяные месторождения.
Регионы-аутсайдеры страдают из-за общего кризисного падения экономики. Например, большой спад у Свердловской и Челябинской областей (на 26,3% и 27,9% соответственно). Причина – структура промышленного производства, более трех четвертей которого приходится на металлургию и машиностроение, переживающие сильнейший спад из-за отсутствия спроса.
К сожалению, пока регионов, которые выработали свои антикризисные меры, немного. По подсчетам ФБК, к апрелю 2009 года только в 28 субъектах Российской Федерации были подготовлены планы антикризисных действий.
Приоритеты местных властей – усиление социальной защиты, поддержка рынка труда.
Второе по популярности направление – стимулирование спроса. В ФБК насчитали 30 регионов, где обращают внимание на это. Меры традиционные: госзаказ, протекционизм, административный контроль и дополнительная поддержка.
Наконец, очень популярны мероприятия по сокращению расходов. По подсчетам ФБК, они запланированы в 42 регионах. Это подразумевает отмену или сокращение индексации социальных выплат и зарплат бюджетникам. Впрочем, начнут региональные чиновники с себя: замораживается увеличение надбавок чиновникам, сокращаются расходы на загранкомандировки, вводится контроль за расходами на связь и даже отменяется оплата за счет бюджета авиаперелета к месту отдыха и обратно.
Однако эксперты ФБК уверены: имеющиеся антикризисные программы подготовлены в основном неудовлетворительно и повторяют ошибки правительства.
Прежде всего, явно недостаточное внимание уделено мерам по поддержанию спроса. Практически не предусмотрено вложение денег в транспортную и коммунальную инфраструктуры. В ФБК считают, что вложения средств в такие отрасли дают наибольший мультипликативный эффект.
Например, в Уэльсе во время кризиса стали предоставлять бесплатные участки для индивидуального жилищного строительства.
– Такой мерой вы практически бесплатно для населения решите проблему с обустройством коммунальной инфраструктуры, и мы еще спровоцируем мощнейший спрос. Каким образом? Если сделают это региональные власти, то, будьте уверены, на этих землях начнется мощнейшее строительство, несмотря на все кризисы, – не сомневается Игорь Николаев, директор департамента стратегического анализа ФБК.
Еще один минус программ – недостаточное внимание и к укреплению доходной части бюджета. Только 24 региона планируют увеличить бюджетные поступления.
Наконец, еще одна ахиллесова пята – наличие региональных перечней системообразующих предприятий по аналогии с федеральным списком. Всего по России набралось 1 148 "спасаемых" предприятий. В ФБК полагают, что это мощный антистимул для активной антикризисной деятельности самих предприятий.
– Вам показали: вон кормушка, если туда прорветесь, то хорошо, – недоумевает Николаев. – Зачем тогда пытаться получить какой-то кредит в банке, когда обещан госзаказ, если ты в этом перечне?! Зачем платить налоги, в конце концов, если можно будет надеяться на реструктуризацию налоговой задолженности?
Одним из ключевых пунктов антикризисного плана в Шотландии стала программа по усилению активности и поддержки туризма "Домой в Шотландию-2009".
Американцы, подводя итоги 100 дней с начала президентства Барака Обамы, ставят ему в заслугу принятие плана американского восстановления и реинвестирования. Региональная часть там занимает почти половину от общего объема финансирования. Если сам план стоит порядка 800 миллиардов, то региональная часть – это около 350 миллиардов долларов. И вот эта региональная часть подробным образом расписана по всем штатам.
В ходе исследования наш регион упоминается достаточно часто. Например, отмечены меры Алтайского края по помощи малому бизнесу (предоставление гарантий и снижение административных барьеров), социальной помощи (социальная поддержка, профессиональная переподготовка) и др. С другой стороны, Алтайский край практически не отметился в мерах по поддержке реального сектора, восстановления кредитования и развития инфраструктуры.
В то же время краевые власти говорят об улучшении ситуации в экономике края. На недавнем заседании межведомственной рабочей группы по мониторингу экономической ситуации и состояния финансового рынка Алтайского края губернатор Александр Карлин сообщил оптимистичные цифры. В апреле индекс промышленного производства составил 90,1% – это на 3,1% больше, чем в январе. В целом замедление глубины спада производства наблюдается по девяти видам обрабатывающих предприятий.
Агропромышленный комплекс также демонстрирует положительную динамику. Индекс производства валовой продукции сельского хозяйства в январе-апреле составил 107,5%.
Также Карлин заявил, что антикризисный план на оставшийся период 2009 года будет скорректирован.