июнь 5, 2009
–...это очень плохо, что ты не умеешь отнимать в столбик. Надо этому научиться. А иначе что это за жизнь? Ты ведь даже за свет заплатить не сможешь.
– А мне жена все посчитает!
– Ты думаешь, за тебя отличница пойдет? А если троечница попадется?
Второклассник нерешительно мнется у доски. Он, может быть, впервые пытается заглянуть в будущее с математически-практической точки зрения и чувствует на своих пацанячьих плечах груз ответственности: за свет платить придется так и так, а на жену-троечницу, видать, рассчитывать нечего. Но тут его осеняет:
– А мы на кулькуляторе посчитаем!
Учительница смеется, а потом они остаются после уроков и отнимают в столбик – пока не научатся. Она рассказывает мне эту историю и неожиданно добавляет:
– Теперь, когда я проработала в школе сорок лет, я могу сказать: эта система образования, конечно, никуда не годится.
Она рассказывает о девочке, которая выбрасывала все карандаши, кроме черного, и рисовала черное небо, черную землю, черных людей. О мальчике, который мечтает о комнате без дверей – чтобы туда никогда не смогли войти ни мама, ни папа, ни бабушка. О своих бывших учениках, которые получают пособие по безработице и которым едва ли пригодилась "таблица на восемь", а тем более бином Ньютона.
Я соглашаюсь, но думаю о том, как много хорошего мы все выносим из школы. Я вспоминаю своих учителей и чувствую к ним огромную благодарность. Тем более огромную, что теперь понимаю, в какой унизительной ситуации они все время находятся. Их могут внезапно отправить "обеспечивать" массовку по случаю государственного праздника. Их назначают ответственными за провалы всех реформ образования, плохие результаты ЕГЭ и так до бесконечности. Они абсолютно бесправны перед школьной администрацией.
Наша система образования никуда не годится, наверное. Хорошо, что этого нельзя сказать о наших учителях.