июнь 5, 2009
В составленном в начале апреля рейтинге самых богатых министров России уверенную победу в третий раз одержал Юрий Трутнев. За 2008 год руководитель Министерства природных ресурсов и экологии заработал без малого 370 млн. рублей. Таковы данные официального документа, опубликованного и содержащего сведения об имущественном положении и доходах членов правительства РФ и членов их семей за период с 1 января 2008 года по 31 декабря 2008 года.
Когда я рассказал об этом директору среднего по размерам барнаульского промышленного предприятия, годовые обороты которого сопоставимы с валовым доходом министра, у того глаза на лоб вылезли. "У меня 300 человек горбатятся день и ночь за такие деньги. А тут каждый день, даже в выходной, встал, умылся, почистил зубы – и, считай, миллион у тебя в кармане", – грустно прокомментировал он.
Сведения о доходах министра Трутнева действительно могут вызвать шок у рядовых россиян. Ведь глава не самого ключевого в структуре правительства министерства мог бы за свой счет в течение года выдавать зарплату Виктору Зубкову (годовой доход – 3,9 млн. рублей), Игорю Шувалову (4,7 млн. рублей), Сергею Иванову (3,7 млн. рублей), Алексею Кудрину (5,6 млн. рублей), Дмитрию Козаку (3,4 млн. рублей), Эльвире Набиуллиной (3,1 млн. рублей) и прочим официальным лицам, включая президента и премьер-министра. Хорошая, кстати, антикризисная мера.
Когда информация о заработках "природного чиновника" просочилась в отечественные и зарубежные СМИ, у некоторых людей в Кремле, по всей вероятности, возникло легкое чувство неловкости перед согражданами. Вскоре в "Российской газете" был дан незамысловатый комментарий: "Пять с половиной тысяч квадратных метров земельных участков и жилья, три иномарки и катер плюс 370 млн. рублей уверенно обеспечивают Юрию Трутневу первое место. Объяснение простое: на госслужбу он пришел из бизнеса".
Но и такой простенький реверанс перед министром мог быть принят обществом с большой натяжкой. Пришлось руководителю пресс-службы министерства Николаю Гудкову пояснять, что его шеф до назначения в Белый дом являлся совладельцем группы компаний "ЭКС" в Пермской области. В 2006 году он продал свой пакет акций в рассрочку, доходы передал в управление, и сейчас они находятся в обороте. Обратите внимание, что ни прокурор России, ни сам министр, а именно его пресс-секретарь заверил журналистов, что получение сверхвысоких доходов не противоречит законодательству.
Допустим, что действительно не противоречит. С буквой закона спорить не будем. Но здесь необходимо сделать небольшое отступление. Журнал "Эксперт" со ссылкой на ВЦИОМ пишет (№ 19 за 2009 год), что открытая форма подачи российскими топ-чиновниками сведений о доходах за 2008 год вызвала у наших сограждан двоякое отношение. Одни ее поддержали, считая, что это действительно первый реальный шаг в борьбе с коррупцией, о чем неуклонно толкует президент. Другие раскритиковали за ничем не прикрытый популизм, поскольку подача деклараций о доходах – дело пока сугубо добровольное. Соответствующий Закон "О противодействии коррупции" вступит в силу лишь с 2010 года, а до этого момента даже поданная "от чистого сердца" декларация никаких юридических последствий для заявителя не несет.
Мысленно я согласен и с первой, и со второй оценками, но сказать хочу о третьей. Да, официальная публикация президентом, премьер-министром и членами правительства сведений о доходах за 2008 год вызывает определенное уважение. К примеру, в Алтайском крае аналогичный поступок совершил только губернатор, никто из его заместителей на "рентген" так и не заявился (а интересно было бы почитать). Да, пока это только красивая акция федерального масштаба, поскольку каждый министр, я уверен, на десять раз перепроверил свою декларацию, прежде чем вытаскивать ее на свет.
Мысль третья, которую выскажу, заключается в том, что для реальной борьбы с коррупцией неплохо было бы иметь перед глазами еще и некие сведения о расходах наших чиновников. Приведу самый простой пример. У руководителя какого-нибудь городского комитета появляется новый "Лексус". Все это видят и прекрасно понимают весь цинизм ситуации – на 30 тыс. рублей в месяц купить такой "Лексус" в этой жизни невозможно. Но если попробовать чиновника засудить в рамках борьбы с коррупцией, то на первом же заседании он скажет, что в течение двух лет копил на автомобиль. И судья не будет спрашивать, что же он ел и пил эти два года, на какие средства покупал себе одежду, а жене – сапоги. Это становится уже не важно, потому что есть декларация. Вот только ею доходы госслужащих, увы, не ограничиваются.