июнь 8, 2009
Проект целевой программы "Развитие туризма в Алтайском крае", подготовленный "Центром стратегических разработок – Регион", был представлен 29 мая в ходе масштабного заседания в Алтайском районе. Пока это рамочный документ, который, по мнению участников заседания, требует более конкретного наполнения. Хотя сам факт появления программы представители туриндустрии края оценивают положительно, отмечая при этом, что сегодня главное условие ее реализации – устойчивое финансирование.
Дефицит качественных зон размещения - одна из проблем алтайского туризма.
Анна Зайкова
Напомним, что решение о разработке отраслевой программы было принято еще в прошлом году, тогда же по итогам конкурса определился разработчик. "Центр стратегических разработок – Регион", функционирующий при правительстве РФ, попросил за работу наименьшую сумму – 2,9 млн. рублей. В течение зимы составители программы несколько раз приезжали в край: встречались с представителями муниципалитетов, туркомпаний, отраслевых объединений и т. д.
Презентация документа являла собой представление слабых и сильных сторон региона, его возможностей с точки зрения развития туристического потенциала и т. д., то есть это был некий SWOT-анализ перспектив территории. Здесь же были выделены основные цели программы, стратегические приоритеты, предложена система управления отраслью и обозначены основные направления программных мероприятий.
К числу сильных сторон, которые позволят туризму развиваться в крае, были отнесены благоприятный климат, разнообразие ресурсов, позитивные ассоциативные представления об Алтае, господдержка в этом направлении, растущий турпоток и т. д. Однако есть и очевидные слабости: сезонность, низкая квалификация персонала, медленное развитие инфраструктуры, отсутствие единых стандартов обслуживания и высокие экологические нагрузки в некоторых районах. Собственно, путем преодоления недостатков и развития достоинств и предлагается двигаться.
Для этого предполагается создать специальную систему управления отраслью. И этот раздел прописан разработчиками довольно подробно. Так, есть намерение создать туристические кластеры, а проще говоря, центры отдыха в Алтайском и Завьяловском районах, в Яровом, в Горной Колывани и т. д. Для их взаимодействия предлагается сформировать систему информационных центров. Разработчики целевой программы также инициируют создание единого координационного органа в сфере туризма (сегодня отдельного подразделения в системе краевой власти нет).
Однако стоит отметить, что система взаимодействия власти и туркомпаний прописана в документе недостаточно четко. Собственно, роль коммерческих предприятий прослеживается лишь опосредованно, как и роль тех инвесторов, которые будут вкладывать средства в развитие туриндустрии. Впрочем, справедливости ради нужно отметить, что в числе стратегических приоритетов значится "реализация инвестиционных проектов туристской отрасли и гостиничного комплекса". И в данный момент, как сообщили "ВД" в Главном управлении экономики и инвестиций, как раз и прорабатываются вопросы ресурсного обеспечения программы, механизмы реализации конкретных программных мероприятий.
Именно в этой самой "реализации" участники отрасли и видят основную загвоздку в воплощении программы в жизнь. Еще в период подготовки документа один из экспертов рынка Вера Матюхина делилась своими сомнениями с "ВД": "Меня несколько смущает экономическая ситуация, в которой создается программа. Реализовать ее в условиях кризиса будет довольно непросто. Инвесторы очень взвешенно подходят к выбору объектов вложения средств".
Похоже, презентация программы неуверенность компаний не развеяла. "Сама программа хорошая, рассказали нам о ней тоже хорошо. Но мое мнение таково: она станет работать, только если будет финансирование. Но сегодня кризис, и люди не очень-то склонны расставаться с деньгами", – рассказал "ВД" один из участников совещания в Алтайском районе Дмитрий Курочкин, управляющий турбазой "Медвежий угол". По его словам, с ним солидарны и другие коллеги.
С наличием дефицита средств у бюджетных и коммерческих структур соглашаются и сами разработчики. "Крупный бизнес сюда не идет большой волной, а на кустовых площадках, которые сегодня обсуждаются, – по одному-два проекта, не очень рентабельных и довольно тяжелых", – сказал Владимир Кузнецов, один из авторов проекта программы. По его мнению, для решения этой проблемы нужно проводить очень плотную работу на местах – в районах сосредоточения туробъектов. И подход должен быть как раз коммерческим: защита проектов туриндустрии как бизнес-планов. Непроработан? Не интересен? Значит, отложить до лучших времен. А бюджетное финансирование давать лучшим.
Развитие историко-культурного и детского туризма.
Совершенствование системы управления туристическим комплексом.
Развитие системы мониторинга туристских ресурсов и объектов туриндустрии.
Продвижение туристского продукта.
Внедрение стандартов туристского обслуживания, обеспечение безопасности туристов.
Развитие системы кадрового обеспечения индустрии туризма.
Финансовая поддержка развития туристской индустрии.
Инвестиционные проекты инфраструктуры туристской отрасли.
Инвестиционные проекты туристской отрасли и гостиничного комплекса.
Разработка нормативно-правового обеспечения.
Источник: презентация проекта краевой целевой программы "Развитие туризма в Алтайском крае".